Минфин хочет ослабить контроль за выделением средств ФНБ на авиастроение

Этого требует масштабность задач по замещению импортной авиатехники
Кирилл Кухмарь / ТАСС

Минфин предлагает разрешить госкорпорации «Ростех» не проходить обязательную оценку целесообразности финансирования (окупаемости проекта) при получении денег из фонда национального благосостояния (ФНБ) на программу производства российских самолетов. Об этом говорится в проекте постановления правительства, с которым ознакомились «Ведомости».

Проектом, в частности, предлагается внести изменения в постановление № 990 «О порядке размещения средств ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов». Минфин также предлагает освободить госкорпорацию от обязательного мониторинга и контроля за самоокупаемостью инфраструктурных проектов. Для повышения эффективности расходования средств ФНБ они будут переводиться госкомпании отдельными траншами только после того, как уже выделенные средства будут использованы в полном объеме.

По текущему порядку размещения средств ФНБ в ценные бумаги российских компаний, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, отчеты по использованию этих денег должны ежеквартально предоставляться в Минфин и Минэк. «Ведомости» направили запросы в Минэк, а также в Минпромторг. В «Ростехе» от комментариев отказались. Внесение изменений в постановление 990 гармонизирует документ под список утвержденных проектов, говорит представитель Минфина.

Правительство 15 января 2024 г. решило выделить 283,3 млрд руб. из ФНБ на развитие отечественного авиапрома. Средства будут предоставлены «Ростеху» до 2030 г. в виде выкупа его 15-летних облигаций по льготной ставке 1,5%. Госинвестиции должны способствовать выпуску 600 новых отечественных самолетов до 2030 г., сообщала пресс-служба кабинета министров.

В частности, эти деньги будут направлены на производство деталей и узлов воздушных судов (ВС), научные и опытно-конструкторские работы, модернизацию производств и погашение «Ростехом» бридж-кредита Сбербанка, выданного для оперативного запуска инвестпроекта.

Источник «Ведомостей» в профильных госструктурах пояснил, что изменения, о которых идет речь, касаются в целом финансирования проектов в рамках комплексной программы развития авиатранспорта, и в том числе согласованного правительством займа из ФНБ. 

«Это необходимо, поскольку госпрограмма решает не коммерческие в общепринятом понимании этого слова задачи, но стратегические – обеспечение страны новыми самолетами. Экономическая эффективность при решении такой задачи стоит на втором месте, поскольку колоссальный объем затрат, предусмотренный программой, вряд ли когда-либо целиком окупится», – признает он.

Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. была разработана и одобрена в 2022 г. Общая сумма инвестиций в нее превысит 1 трлн руб., из которых 215,6 млрд руб. составят бюджетные субсидии и взносы в уставный капитал производственных предприятий, 380,9 млрд руб. – заемное банковское финансирование, 122,8 млрд руб. – средства участников инвестпроекта в объеме амортизации, формируемой в ходе его исполнения. Средства ФНБ займут 28,8% от общего объема капиталовложений по данному направлению. 

В рамках этой программы до 2030 г. должно быть выпущено и поставлено российским авиакомпаниям 115 самолетов Ту-214, 142 – SJ-New (импортозамещенная версия SSJ100), 270 – МС-210, 70 – Ил-114 и 12 – Ил-96. Эти ВС должны постепенно заместить выбывающие из эксплуатации самолеты зарубежного производства.

В «Ростехе» есть внутренние механизмы, препятствующие запуску заведомо неэффективных проектов, поясняет исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, предыдущие госпрограммы развития авиапрома носили некомплексный характер и напоминали лоскутное одеяло – средства выделялись на проектирование и сертификацию техники, но не всегда должное внимание уделялось модернизации производственных мощностей и созданию системы послепродажного обслуживания. «Новая госпрограмма носит всеобъемлющий характер. И в текущей ситуации получателю средств в любом случае придется отчитываться поставленными самолетами», – подчеркивает эксперт.

Управляющий партнер IPM Consulting Анастасия Владимирова отмечает, что инвестпроекты оценивают с точки зрения наличия стратегического и комплексного обоснования. По итогам выходит совместное заключение Минфина и Минэка о целесообразности или нецелесообразности проекта. По словам эксперта, мониторингом и контролем использования средств ФНБ также занимаются Минфин и Минэк либо специально созданные ими комиссии.

«Задача этих мер – более тщательная проверка инвестпроектов для снижения рисков траты госсредств на ненадлежащие цели. Но в данном случае задача Минфина, видимо, состоит в ускорении процесса реализации проекта, так как на выдачу заключений уходит много времени», – полагает она. Владимирова считает, что поправки не должны повлиять на качество исполнения проекта, так как проверок на этапе финансирования «и так достаточно».