Продажи шин в России в 2023 году выросли на 15%

Положительный результат обеспечили низкая база прошлого года и импорт из Китая
Евгений Разумный / Ведомости

Продажи шин для всех видов автотехники в России в 2023 г. выросли на 15% в сравнении с 2022 г. и составили 55 млн штук. Это следует из расчетов «Ведомостей» на основе данных обзора рынка, подготовленного национальной системой цифровой маркировки «Честный знак».

Положительный результат обусловлен низкой базой 2022 г. – тогда продавцы подняли цены, а покупатели отложили покупки новых шин, поясняет представитель ЦРПТ, оператора системы «Честный знак» .

Общий объем предложения шин в России в 2023 г. составил 70,65 млн покрышек против 64,7 млн годом ранее. 58% предложения, или 40,85 млн шин (-5% к 2022 г.), обеспечили заводы в России. Импорт за прошлый год вырос на 37% к предыдущему году, составив 29,8 млн штук, следует из обзора.

В структуре местного производства 75%, или 30,55 млн штук, приходится на шины для легковых машин, 13% (5,12 млн) – шины для грузовиков, 9% (3,68 млн) – легкогрузовые для среднетоннажных грузовиков, автобусов и прочей техники. На остальные категории пришлось менее 1 млн выпущенных в России единиц продукции. В сегменте легковых шин российского производства почти по 12 млн единиц пришлось на летние и зимние ошипованные покрышки.

Импорт в минувшем году на 65% также состоял из легковых шин. В количественном выражении это 19,22 млн штук. Еще 3,5 млн (12%) и 2,03 млн (7%) пришлось на грузовые и легкогрузовые шины соответственно. Большая часть ввозимых шин для легковых автомобилей – это летние покрышки (10 231 шт.).

Средневзвешенная цена на легковую шину в 2023 г. оказалась на 5% ниже, чем в 2022 г., и составила 6142 руб., следует из обзора. Грузовые шины, наоборот, подорожали в прошлом году на 5% до 24 231 руб. за покрышку. Средняя стоимость шин для сельхозтехники осталась примерно на уровне прошлого года (14 600 руб.), а шины для строительной и горнодобывающей техники подорожали почти в 2 раза до 56 684 руб.

Динамика цен на горные и специальные шины связана с удлинением логистических цепочек поставки этой продукции в РФ, объясняет представитель ЦРПТ. Стоимость шин на легковые машины, по его словам, варьировалась в зависимости от сезонности: летние шины подешевели на фоне высокой базы 2023 г. и выхода на рынок новых азиатских брендов. Цены на зимнюю резину подтянулись за ростом спроса на нее, который был обусловлен новыми ограничениями на эксплуатацию шин не по сезону и восстановленных шин, отмечает собеседник.

После введения антироссийских санкций из-за СВО на Украине иностранные компании начали выходить из активов в шинном бизнесе в России. В марте 2023 г. финская Nokian Tyres продала «Татнефти» завод во Всеволожске Ленинградской области мощностью 17 млн шин в год. Сумма сделки составила 400 млн евро. Тогда же французская Michelin продала свой завод в Московской области дистрибутору «Пауэр интернэшнл – шины». В мае группа S8 Capital Армена Саркисяна купила завод немецкой Continental (4 млн шин в год), а в декабре – завод Bridgestone в Ульяновске.

Наиболее востребованной в зимнем сезоне 2023/24 г. у россиян стала продукция иностранных производителей Nokian, Pirelli, Yokohama, Bridgestone и Michelin, следует из данных «Авито». При этом продажи китайских марок Triangle и Sailun выросли в годовом выражении на 63 и 41% соответственно.

В начале текущего зимнего сезона продажи соответствующих шин на «Авито» подскочили в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 40% случаев покупатели выбирали новую резину, отмечается в данных компании. Всего на первую декаду ноября 2023 г. на онлайн-площадке было размещено более 2,2 млн объявлений о продаже покрышек для легковых автомобилей, из них около 849 000 – новые шины. Средний чек покупки нового зимнего комплекта из четырех шин на тот момент составлял 27 300 руб., подержанного – 18 700 руб.

В 2023 г. на фоне приостановки производства продукции мировыми брендами в Россию было завезено очень много китайских шин и из-за этого возник профицит на рынке, объясняет независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Скорее всего, в 2024 г. заводы иностранных концернов будут перезапущены новыми собственниками под другими брендами и размер импорта снизится, прогнозирует эксперт.

В подготовке статьи участвовал Василий Милькин