Субстанции для производства лекарств подорожали на 26% в 2023 году

Фармпроизводители стали покупать более дорогое сырье для разработки дженериков
Евгений Разумный / Ведомости

Средняя стоимость фармацевтических субстанций (действующее вещество, из которого изготавливают лекарственные препараты) в 2023 г. составила $116 за 1 кг. Об этом говорится в отчете аналитической компании DSM Group, с которым ознакомились «Ведомости». Показатель вырос год к году на 26%: в 2022 г. средняя цена была на уровне $92 за 1 кг, указано в обзоре.

На рынке представлены субстанции разной ценовой категории – и по $5 за 1 кг, и по $500 000 за 1 кг, рассказывает президент компании «Активный компонент» Александр Семенов. Стоимость продукта зависит от затрат на его производство (цены на необходимые компоненты, а также реактивы и реагенты для их синтеза), поясняет он. На стоимость также влияет наличие конкурентов, логистические издержки и проч., добавляет директор по развитию бизнеса фармпроизводителя «Герофарм» Светлана Закирова.

«Средняя стоимость субстанций в 2023 г. выросла, так как фармпроизводители стали уделять больше внимания новым разработкам», – рассказывает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Отечественные компании, по словам эксперта, сосредоточились на создании и выпуске современных, более эффективных препаратов вместо устаревших лекарств, продажи которых в последние годы падают. Для них нужны современные субстанции.

«Ведомости» уже отмечали стабильный спад спроса на ряд традиционных препаратов. Например, 7 марта газета писала о том, что в 2023 г. в аптеках России купили 31 млн упаковок глицина (показан при проблемах с памятью, тревожности и др.), что на 4,3% ниже, чем в 2022 г., по данным DSM Group. А продажи малоэффективного корвалола снижаются с 2019 г.: в 2023 г. его продажи в аптеках упали на 7% до 40 млн упаковок, отмечала аналитическая компания (см. статью от 1 марта).

Чем современнее и сложнее молекула субстанции, тем она дороже, рассказывает Закирова. Кроме того, спрос на такое сырье начал расти, вслед за чем увеличилась и его средняя стоимость, говорит Шуляк. На это же указывает Семенов, который отмечает, что большая часть из появившихся в последний год на рынке веществ предназначена для производства дженериков, на которые «в ближайшее время заканчиваются патенты». С ним соглашается Закирова. Конкретных наименований препаратов они не назвали.

Помимо этого рост стоимости закупаемых субстанций мог быть связан с падением курса рубля и необходимостью приобретать сырье через посредников в условиях санкционных ограничений, добавляет Закирова. «Учитывая все эти факторы, в 2024 г. средняя стоимость субстанций продолжит расти», – прогнозирует Шуляк.

Сейчас субстанции в основном закупаются в Китае и Индии, говорит Семенов. «Это не российская, а мировая тенденция», – утверждает он. Доля российских субстанций на отечественном рынке составляет не более 8–10%, указывает Семенов, тогда как иностранные вещества, по его оценке, занимают не менее 90%. Всего в 2023 г. в нашу страну ввезли 12 847 т субстанций против 17 199 т в 2022 г., по данным DSM Group. Сколько из них пришлись на Китай и Индию, в аналитической компании не уточнили.

«Подорожание субстанции может вести к увеличению цены на конечный продукт (т. е. на препараты – «Ведомости»)», – полагает Закирова. Стоимость субстанций – достаточно чувствительная часть цены лекарств, поясняет представитель «Биннофарм групп». Конкретный вклад в цену, по его словам, зависит от медикамента.

Государство регулирует цены на перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, напоминает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. То есть даже если субстанция для выпуска средства из перечня дорогая, то стоимость его в любом случае будут согласовывать власти, поясняет он. Бизнес может закладывать подобные издержки в конечную стоимость только тех продуктов, цены на которые не зафиксированы государством, подтверждает Закирова.

В Ассоциации фармпроизводителей Евразийского экономического союза и «Р-фарме» на запросы не ответили.