Калужский «Кристалл» может начать выпуск спиртного под брендом Gatsby

Для получения прав на эту торговую марку ликеро-водочный завод обратился в суд
Среди алкогольных напитков, которые пили персонажи книги и фильма «Великий Гэтсби», был в том числе коктейль на основе джина. На фото кадр из одноименного фильма / Warner Bros.

Калужский ликеро-водочный завод «Кристалл» (КЛВЗ «Кристалл») 20 февраля 2024 г. подал иск в Суд по интеллектуальным правам с просьбой досрочно прекратить правовую охрану товарного знака Gatsby в отношении 33-го класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) вследствие его неиспользования, следует из материалов дела. К этому классу МКТУ относится ряд алкогольных напитков, в тот числе виски, бренди и бурбон. В конце прошлого года «Кристалл» подал соответствующую заявку на знак в Роспатент, она рассматривается.

Сейчас бренд Gatsby закреплен за немецким кинематографистом Константином фон цур Мюленом. Он выступает ответчиком по делу. Мюлен зарегистрировал товарный знак через Всемирную организацию по интеллектуальной собственности еще в 2018 г. для более чем десятка стран, включая Россию. В нашей стране под этой маркой алкоголь, по данным Росалкотабакконтроля, не выпускается и не продается. Связаться с Мюленом не удалось. Владелец «Кристалла» Павел Победкин от комментариев отказался.

Товарный знак отсылает к Джею Гэтсби – герою романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby), отметил управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Причем персонаж известен широкому потребителю не только по книге, но и по одноименному фильму и компания хочет воспользоваться этим, считает владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман. «Но поклонники героя могут не оценить такой маркетинговый ход, так как в произведении (романе) Гэтсби не употреблял алкоголь», – напоминает эксперт. Впрочем, в то же время в фильме персонаж выпивает, добавляет Кауфман.

КЛВЗ «Кристалл», судя по данным «СПАРК-Интерфакса», уже активно использует названия популярных фильмов в своей продукции. Ему, в частности, принадлежат права на товарные знаки «Fantomas/Фантомас» и «Gladiator/Гладиатор». В 2023 г. он также пытался отсудить у Disney товарные знаки «Pirates of the Caribbean / Пираты Карибского моря», но Суд по интеллектуальным правам отказал КЛВЗ.

Опрошенные «Ведомостями» юристы неоднозначно оценивают перспективы «Кристалла» в судебном споре. «По общему правилу сходство товарного знака с фамилией известного в России лица или персонажа является препятствием для регистрации товарного знака, в случаях если заявителю не принадлежат еще и авторские права на него», – отмечает Федюкин. Таких прав у «Кристалла», вероятно, нет, рассуждает он. Поэтому высоки риски, что Роспатент откажется регистрировать по заявке компании этот бренд, считает юрист.

Но если правообладатель не сможет доказать использование товарного знака в России, его действие будет прекращено, отмечает заместитель руководителя практики товарных знаков компании «Онлайн патент» Виктория Макарова. По ее мнению, в этом случае шансы на регистрацию знака «Gatsby/Гэтсби» по заявке «Кристалла» возрастут.

Впрочем, бренд Gatsby – не самый удачный выбор для России, так как русскому человеку его неудобно произносить, добавляет директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Скорее всего, под этой маркой компания собирается выпускать виски, рассуждает он. Этот напиток достаточно популярен в России: по объему импорта виски занимает второе место после коньяка из крепких спиртных напитков, рассказывает Дробиз. В среднем в страну импортируется около 35 млн л виски в год, и он занимает долю в 75% в импорте экзотических напитков – джина, текилы, рома и проч.

«Но борьба за бренд Gatsby, скорее всего, шла не ради выпуска крупных партий спиртного, а для привлечения внимания к компании в рамках подготовки к IPO, т. е. это больше маркетинговая история», – полагает Дробиз. КЛВЗ привлек 1,15 млрд руб. в ходе IPO в феврале 2024 г.

КЛВЗ «Кристалл» расположен в Обнинске (Калужская область), в 2022 г. произвел 19 млн л алкоголя, а к 2026 г. планирует увеличить производство до 78 млн л, сообщал Победкин. В портфеле завода флагманские водочные бренды «Соловушка», Bionica, «Воронецкая» и «Чарочка». Выручка КЛВЗ «Кристалл» в 2022  г. выросла на 48,3% до 2,2 млрд руб., чистая прибыль – на 138% до 115 млн руб.