"Аэрофлот" разработал систему неустоек за простои Superjet

"Аэрофлот" (MOEX: AFLT), крупнейший эксплуатант российского авиалайнера Sukhoi Superjet SSJ-100, разработал систему прогрессирующих штрафов, которые призваны защитить его от "детских болезней" нового самолета.

Совет директоров ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" на заседании 7 ноября рекомендовал акционерам принять условия договора поставки десяти самолетов SSJ-100 "Аэрофлоту" через "Сбербанк лизинг", следует из материалов компании. Согласно графику поставки самолеты должны быть переданы "Аэрофлоту" до апреля 2015 г.

В документах говорится, что за задержку поставки самолетов без уважительных причин ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) выплачивает неустойку в размере $13 000 за каждый день просрочки. Договор может быть полностью расторгнут, если ГСС без уважительных причин задерживает поставку самолета на 120 дней.

Кроме того, ГСС будет выплачивать "Аэрофлоту" неустойки за вынужденный простой. Как следует из материалов, сначала размер неустойки будет составлять $6000-7000 в сутки, но если ситуация повторится более четырех раз - по $12 000 за каждый день простоя.

Также ГСС будет обязан компенсировать "Аэрофлоту" разницу, если самолеты будут потреблять больше топлива, чем заявлено, или если фактическая стоимость услуг по сервису превысит обещанную.

Согласно документам "Аэрофлот" может вернуть самолеты, если суммарный простой эксплуатируемых авиаперевозчиком SSJ-100 в результате дефектов превысит 60 дней при эксплуатации "Аэрофлотом" от одного до пяти самолетов включительно, 120 дней - при эксплуатации от шести до десяти самолетов, 180 дней - от 11 до 15 самолетов и 360 дней - от 16 до 30 самолетов. Авиаперевозчик также вправе вернуть самолеты, если возникнет неустранимый дефект, а также если ГСС откажется его устранять.

Подобные условия компенсации совет директоров "Сухого" предложил одобрить и в рамках договора с "ВЭБ-лизингом" (финансировал поставку первых десяти самолетов SSJ-100 для "Аэрофлота").

"Аэрофлот" и ГСС в 2005 г. заключили контракт на поставку 30 самолетов SSJ-100 в стандартной спецификации, в одноклассной компоновке на 98 пассажирских мест. Позднее авиакомпания решила скорректировать спецификацию самолета, в том числе в части компоновки, оборудования салона и состава авионики. Стороны договорились, что первые 10 самолетов из 30 заказанных будут поставлены в авиакомпанию в спецификации Light, а в дальнейшем заменены на самолеты в спецификации Full. На сегодняшний день "Аэрофлот" эксплуатирует 10 самолетов SSJ-100.