Операционные убытки российских авиакомпаний выросли до 24 млрд рублей в I квартале

Российские авиакомпании в I квартале 2016 г. получили 24 млрд руб. операционного убытка, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Это «Коммерсанту» сообщил президент ассоциации Владимир Тасун. Годом ранее операционные убытки за такой же период составили 16 млрд руб. По его словам, показатели нынешнего года «выглядят удручающе и демонстрируют негативные тенденции, ярко проявившиеся в 2015 г.». Убытки за отчетный квартал на внутренних линиях - 25,6 млрд руб. против 19 млрд руб. годом ранее, прибыль на международных линиях - 1,5 млрд руб.

За 2015 г. операционные убытки 112 авиакомпаний от перевозок пассажиров составили 8,5 млрд руб. Основной убыток также был на внутренних линиях - 44,9 млрд руб. против 35,9 млрд руб. в 2014 г., прибыль на зарубежных маршрутах его не смогла компенсировать, пишет газета. По данным Росавиации, за год пассажиропоток в России снизился на 1,2% до 92 млн человек. По оперативным данным за последнее полугодие, перевозки упали на 8,4%, или на 3,5 млн пассажиров. В июне пассажиропоток упал на 14,4%, до 1,3 млн пассажиров. В АЭВТ считают, что, судя по всему, «кризис только набирает обороты».

Расходы авиакомпаний в январе - марте увеличились на 15% до 225 млрд руб., пишет газета. Затраты на лизинг самолетов выросли на 56% до 61 млрд руб., затраты на техобслуживание и ремонт - на 27% до 21 млрд руб., на аэропортовое обслуживание - на 20,6% до 35 млрд руб.

Президент АЭВТ считает, что вернуть спрос на авиаперевозки за счет увеличения тарифов или открытия чартерных направлений, например в Турцию, не получится. «С существующей покупательной способностью даже минимальное повышение цен лишь усугубит положение, необходимы более оперативная реакция профильных властей и продолжение поддержки отрасли», - заявил Тасун. Он предложил создать госзаказ на авиаперевозки социально незащищенных слоев населения или максимально снизить налогообложение авиаперевозчиков.

В июне Минтранс предложил правительству обнулить НДС на внутренние пассажирские перевозки (с июля 2015 г. до конца 2017 г. НДС снижен до 10%). Министр Максим Соколов говорил, что нулевая ставка могла бы принести внутренним региональным авиаперевозкам «около 20 млрд руб.», напоминает издание. В Минэкономразвития на это сказали, что обнуление НДС не гарантирует снижения цен на билеты и роста спроса, необходимо соотнести финансовое состояние авиакомпаний и выгоды для экономики страны при обнулении НДС, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник в ведомстве. «Коммерсанту» представитель МЭР сказал, что вопрос нуждается в доработке и что компании должны принимать меры финансового оздоровления: оптимизировать штат и маршрутную сеть, избавляться от непрофильных активов.