Как женщины осваивают специальности, еще недавно считавшиеся чисто мужскими

С момента отмены запрета Минтруда на ряд мужских профессий для женщин прошло полгода. Что изменилось за это время?
Варвара Гранкова

Женщины интересуются традиционно мужскими профессиями активнее, чем мужчины – женскими. Три из четырех россиянок (74%) рассматривают вакансии на тяжелых, опасных и вредных производствах, которые обычно занимают мужчины, по данным недавнего опроса SuperJob. Женщины идут в мужские профессии, чтобы больше зарабатывать, реализовать детские мечты и продолжить династию.

В опросе SuperJob приняли участие 1000 россиян старше 18 лет. Он был проведен спустя полгода после того, как вступил в силу приказ Минтруда № 512н. В этом приказе Минтруд в 4 раза сократил список тяжелых, вредных или опасных работ, запрещенных для женщин, – осталось 100 запрещенных специальностей вместо 456. Россиянкам разрешили управлять большегрузными автомобилями и сельскохозяйственной техникой (фурами, тракторами, самосвалами и «Камазами»), выполнять верхолазные работы на высоте свыше 10 м, претендовать на место в палубной команде судна (на позициях боцмана, шкипера и матроса), работать машинистом электропоездов и скоростных поездов, рыбаком прибрежного лова и др. Под запретом оставили работы в машинном отделении кораблей и вождение строительной техники (бульдозер, экскаватор, автогрейдер). Согласно сообщению Минтруда, критериями при пересмотре перечня стали факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия. Приказ Минтруда вступил в силу с 1 января 2021 г.

Вопрос женской занятости на специальностях, с которых был снят запрет, находится на контроле в Министерстве труда России. На 2022 г. запланирован мониторинг правоприменительной практики, говорит представитель Минтруда. По результатам исследования можно будет сделать выводы о том, как изменилась ситуация по тем отраслям и профессиям, для которых были сняты ограничения на использование женского труда, продолжает он.

«Ведомости» опросили экспертов и юристов, чтобы выяснить, что меняется уже сейчас.

Коня на скаку остановит

На опасных и тяжелых производствах женщины работали задолго до инициативы Минтруда. В СССР женщины стояли у станков и кульманов, выбивали запчасти и фонды, ругались с рабочими и считали зарплату и по-настоящему тянули на себе половину, если не больше всей советской экономики, отмечал ранее экономист Николай Кульбака. Только вот история этого великого и тяжелого труда так и осталась ненаписанной, подчеркивает он. В 1987 г. Кульбака, будучи солдатом-срочником, попал на День рыбака в рыбацком селе Териберка. Мужчин в клубе практически не было. Весь тяжелый повседневный труд тянули на себе женщины, рассказывает Кульбака.

48,4% безработных

в возрасте 15 лет и старше – женщины, согласно данным Росстата за май 2021 г.

Около 2% респонденток заявили SuperJob, что уже работают по традиционно мужской профессии – крановщицами, теплотехниками и энергетиками. Женщины стремятся в мужские сферы из-за высоких зарплат, считает Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services. Мужчин в рабочих профессиях не хватает, поэтому работодатели привлекают сотрудников повышенной заработной платой, говорит Волкова.

Интерес женщин к мужским профессиям может быть ответом на сегодняшние потребности работодателей: компании испытывают острую нехватку синих воротничков – сотрудников складов и заводов, говорит Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity. Их работа сопряжена с физическим трудом. Женщины, понимая специфику предложения, все равно откликаются на вакансии разнорабочих, говорит Кугел. По его наблюдениям, женщины хорошо справляются со спецтехникой. Из них получаются ответственные водители погрузчиков – нередко на этой позиции они оказываются более эффективными, чем мужчины, и реже допускают дисциплинарные нарушения, говорит Кугел.

На поездах без женщин

Согласно исследованию SuperJob, сейчас лишь 2% россиянок рассматривают вакансии машинистов поездов и электропоездов. На всю страну их меньше сотни, как следует из сводных данных РЖД и метрополитенов.

Чтобы стать машинистом электропоезда, сначала необходимо пройти обучение в железнодорожном колледже или ином учебном заведении, имеющем лицензию на право обучения этой профессии, рассказывает представитель компании «Аэроэкспресс». После этого нужно наработать стаж в должности помощника машиниста не менее двух лет и сдать экзамен на управление электропоездом. Только после успешной сдачи экзамена помощник машиниста может быть повышен до машиниста. В совокупности процесс займет около 3,5 года, говорит представитель «Аэроэкспресса».

Сейчас в «Аэроэкспрессе» 154 работника локомотивных бригад (машинистов и помощников машинистов). Женщин на этих позициях нет. С момента пересмотра ограничений на труд для женщин к ним еще не поступало ни одной заявки, говорит представитель «Аэроэкспресса». По его мнению, прошло недостаточно времени, чтобы желающие успели пройти подготовку. В «Аэроэкспрессе» будут рады видеть женщин среди сотрудников локомотивных бригад, отмечает он, но определяющей при найме является квалификация специалиста, а не его пол. Сейчас женщины работают в компании дефектоскопистами по магнитному и ультразвуковому контролю, техниками по обмеру колесных пар и на других специальностях в депо, говорит представитель компании.

В январе 2021 г. машинистки электропоездов впервые вышли на работу на Филевскую линию Московского метрополитена. Сейчас поездами метро управляют девять женщин, рассказал представитель Московского метрополитена. Вместе с Минтрансом и Минтрудом метрополитен добивался для женщин разрешения на профессию «машинист электропоезда» и спустя 40 лет работа машиниста электропоезда метро официально перестала быть только мужской, говорит он. В следующем году планируется трудоустроить не менее 50 женщин-машинистов, сообщал в январе заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

К кандидатам одинаково строгие требования – не важно, мужчина или женщина хочет быть машинистом, заверил представитель Московского метрополитена. Сначала соискатели проходят собеседование и психологическую оценку, специальную врачебную комиссию. И только потом начинается учеба – теория и практические занятия. В среднем обучение длится чуть меньше года, говорит он.

Женщин-машинистов на казанском метрополитене пока нет, говорит представитель МУП «Метроэлектротранс». Набор на обучение машинистов в казанском метро проводится раз в год. В июне 2021 г. выпустилась группа прошлого года. Сейчас идет набор в новую учебную группу. На данный момент одна девушка проявила интерес к специальности, сообщил представитель метро.

На Петербургском метрополитене тоже пока нет женщин-машинистов. Кандидаты на обучение в технической школе проходят четыре этапа отбора: собеседование, первичный осмотр окулиста и психолога, профессиональное тестирование, где соискатели среди прочего решают задачи по математике и физике, и затем прохождение полной медкомиссии. Порядок собеседования и требования к мужчинам и женщинам одинаковы, но все девушки отсеиваются на одном из этих этапов. Только одна претендентка успешно сдала техническое тестирование, но после этого не смогла пройти медкомиссию, рассказывает представитель ГУП «Петербургский метрополитен».

В настоящее время женщины-машинисты на нижегородском метрополитене не трудятся, говорит представитель МП «Нижегородское метро», заявок на обучение этой профессии от женщин тоже не поступало.

В 2020 г. РЖД начала принимать заявки от женщин на обучение и дальнейшее трудоустройство помощниками машинистов. Всего в компании работает почти 35 000 машинистов и более 32 000 помощников машинистов электровозов, а также примерно 5000 машинистов и 4700 помощников машинистов электропоездов.

Необходимая ступень для получения специальности машиниста – профессия помощника машиниста, говорит представитель РЖД. Женщинам, желающим посвятить себя этой профессии, сначала необходимо пройти обучение и отработать помощниками машиниста около трех лет. Обязательным условием является прохождение предварительного медицинского обследования, в том числе психофизиологического освидетельствования.

Обучение будущих помощников машинистов проходит в учебных центрах РЖД в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Срок их подготовки составляет 24 недели. С 1 января к работе помощниками машинистов приступили 11 женщин. Всего уже обучено на помощников машинистов и трудоустроено в РЖД 59 женщин. Из них пять проходят дальнейшее обучение на машиниста, сообщил представитель РЖД.

Летчицы, сварщицы, водительницы

Чаще всего, по данным опроса SuperJob, россиянки интересуются профессиями пилотов (9%) и водителей (7%). По 3% женщин интересуют профессии космонавта, полицейского, сварщика, следователя и строителя. 2% россиянок просматривают вакансии автослесаря.

7,2 месяца

женщина в среднем ищет работу, согласно данным Росстата за май 2021 г. Мужчина находит место быстрее – за 6,9 месяца

Ольга Грачева стала первой женщиной – пилотом «Аэрофлота» в 1994 г. В марте 2021 г. в «Аэрофлоте» работало 70 женщин-пилотов – примерно 3% всех пилотов авиакомпании. Профессия считалась мужской, именно поэтому до недавних пор женщин-пилотов практически не было в авиакомпаниях, но ситуация меняется, говорили ранее «Ведомостям» в «Аэрофлоте».

В авиакомпании «Уральские авиалинии» сейчас работает 635 пилотов. Среди них только одна женщина. Чтобы стать пилотом гражданской авиации, необходимо высшее образование. Сейчас оно доступно как для юношей, так и для девушек. В России два высших авиационных университета (в Санкт-Петербурге и Ульяновске) и несколько средних учебных заведений, например в Бугуруслане, Сасове, говорит представитель «Уральских авиалиний».

В авиакомпании Utair самолеты пилотируют семь женщин, вертолеты – 10. Командир воздушного судна AS 350 летного отряда № 1 Асия Кагина окончила Омский летно-технический колледж. В целом учиться было несложно, но над такими предметами, как электротехника и техническая механика, пришлось изрядно потрудиться, рассказывает Кагина. Работать в Utair она начала спустя неделю после получения диплома. Кагина перевозит жителей и работников Севера, совершает облеты трубопроводов и линий электропередачи, санитарные рейсы, в том числе ночные. Одна из ее любимых работ – перевозка грузов на внешней подвеске, например оборудования для разработки месторождений. Свою работу Кагина называет обычной. По ее словам, ею могут успешно заниматься и мужчины, и женщины.

Многие пилоты Utair продолжают династию. Второй пилот Boeing 737 Дарья Морозова пошла в авиацию по стопам отца-авиадиспетчера. Вместе с ней на курсе учились 20 девушек. Бывало слегка несерьезное отношение к ним, в том числе со стороны мужчин-преподавателей, но это быстро прошло, рассказывает Морозова в блоге Utair на «Яндекс.Дзене». По ее ощущениям, женщин в профессии становится все больше. Среди диспетчеров раньше тоже было мало женщин, но все изменилось и сейчас женский голос в эфире слышишь все чаще и чаще, говорит Морозова. Командир Boeing 737 Виктория Кумова пошла в авиацию вслед за отцом – пилотом вертолета. Главное для женщины-пилота – постоянно совершенствоваться и четко аргументировать свою позицию в спорах на основе знаний, считает Кумова.

Вместе со вторым пилотом авиакомпании Utair Ксенией Гриненко в летное училище поступили пять женщин. Только три из них его окончили. Над ними часто посмеивались, говорили про не женскую профессию, но желание летать такими словами не отобьешь, говорит Гриненко. Елене Кирдяшкиной 21 год. Она второй пилот Boeing 737 в Utair.

Сейчас с сервисом городской мобильности через таксопарки сотрудничает около 7% женщин-водителей и их число активно растет, говорит представитель «Ситимобила». В прошлом году водительница Екатерина Говорова, подключенная к сервису, была признана лучшим водителем такси в России на конкурсе профессионального мастерства Транспортной ассоциации московской агломерации. Согласно результатам опроса «Ситимобила» в 2021 г., почти 80% пассажиров такси встречали за рулем женщину, 75% из них чувствовали себя вполне комфортно во время поездки. Опрос среди женщин-водительниц показал, что 12% респонденток неоднократно сталкивались с отказом пассажиров от поездки, потому что они не хотели ехать с девушкой-водителем.

Чаще всего женщины приходят работать в такси из-за возможности самой выбирать график, удовольствия от процесса вождения, общения с людьми, любви к автомобилям, чтобы подработать, говорит представитель компании «Ситимобил».

Среди прочего женщины хотят работать военными, капитанами кораблей, реставраторами, учеными, электриками (в совокупности 20%).

В штате «Росатомфлота» нет женщин-капитанов.

На атомных ледоколах ФГУП «Атомфлот» работают две женщины, которые в перспективе могут стать капитанами атомных ледоколов, если будут соответствовать требованиям для занятия этой должности. На атомном ледоколе «Ямал» трудится второй помощник капитана Марина Старовойтова, а на атомном ледоколе «50 лет Победы» – старший помощник капитана Диана Киджи, сообщил представитель «Атомфлота».

В Волжском пароходстве сотрудницы работают на так называемых мужских должностях, например капитан – старший механик служебно-разъездного судна, старший помощник капитана морского сухогруза. Проходят практику девушки-матросы (раньше профессия была запрещена для женщин). Гендерных ограничений при принятии на работу капитана нет – набор сотрудников осуществляется в соответствии с положением Минтранса, говорит представитель пароходства.

Возвращение на утраченные позиции

Согласно опросу SuperJob, примерно 2% россиянок рассматривают вакансии программистов – эта специальность изначально считалась женской.

Представление о том, что профессиональный разработчик – мужчина, сложилось в постсоветское время, рассказывала ранее «Ведомостям» Елена Гапова, профессор кафедры социологии Western Michigan University, которая долгое время изучала вопросы гендерного неравенства. По ее словам, в советское время программирование электроники было женской профессией. С начала 1990-х гг. в Россию пришли международные заказчики, разработка стала высокооплачиваемой, в нее пришли мужчины и вытеснили женщин.

30%

на столько больше зарабатывают российские мужчины, чем женщины, следует из национального обзора достижения Россией целей устойчивого развития в 2020 г.

Технические специалисты на рынке труда в основном мужчины, поэтому большинство разработчиков в «Яндексе» тоже мужчины, рассказывает представитель «Яндекса». Компания старается следовать принципам равного найма и активно привлекает женщин на роли как разработчиков, так и тестировщиков, аналитиков данных, дизайнеров, менеджеров продуктов и проектов. В 2020 г. доля женщин на таких позициях в «Яндексе» составила 22%. Треть всех руководителей в компании – женщины, что соответствует средним показателям по отрасли. Разница в средней зарплате мужчин и женщин среди разработчиков на самых распространенных должностных уровнях составляет 3–5% (на некоторых уровнях перевес в сторону женщин), говорит представитель «Яндекса».

Редко встречаются женщины на таких позициях, как IT-директор, системный администратор и сетевой инженер, но среди тестировщиков, консультантов и бизнес-аналитиков женщин и мужчин поровну, считает Кугел.

Интерес женщин к IT-специальностям и вакансиям действительно растет, говорит представитель Rambler & Co. В Rambler в 2021 г. число сотрудниц на IT-позициях выросло на 12% по сравнению с прошлым годом. По данным за июнь 2021 г., доля женщин, занимающих позиции руководителя отдела разработки, разработчика, программиста, аналитика данных, инженера по тестированию и т. п., составляет 21% от общего числа сотрудников IT-специальностей.

Облегчение в промышленности

С развитием информационных технологий физический труд стал применяться реже, поэтому женщины справляются со многими традиционно мужскими работами так же хорошо, а иногда и лучше некоторых мужчин, считает Волкова.

Благодаря модернизации предприятий и постепенной автоматизации процессов, где требовался тяжелый рутинный труд, женщины стали чаще стремиться в промышленные компании – на позиции инженеров и операторов производственных линий, говорит Кугел. По его мнению, в дальнейшем число женщин, задействованных в промышленности на специальностях, связанных с цифровизацией и НИОКР, будет увеличиваться.

По оценкам замминистра промышленности и торговли Гульназ Кадыровой, в 2020 г. доля женщин в общем числе работников промышленности составила 40,1% (3,8 млн человек) и она растет. Во многих отраслях промышленности женщины занимают равные позиции с мужчинами, но при этом существуют и отрасли, специфика которых требует «особых подходов, качеств, навыков и компетенций, которые свойственны в большей степени женщинам», заявила Кадырова ТАСС накануне 8 Марта. В качестве примера замминистра привела фармацевтику и легкую промышленность.