S&P: придется выбирать между исполнением указов президента и финансовой стабильностью в регионах

Оба варианта проблематичны в условиях предстоящих выборов
Правительство рискует ухудшить финансовое состояние регионов, требуя выполнять указы Владимира Путина/ Сергей Бобылев / ТАСС

Правительству придется признать, что регионы не способны выполнить инаугурационные указы президента Владимира Путина о повышении зарплаты бюджетникам, говорится в отчете рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P). Из-за требования наращивать расходы финансовое состояние регионов будет ухудшаться. «Принимая во внимание серию предстоящих федеральных выборов, <...> оба эти сценария сопряжены со значительными политическими рисками», – отмечается в обзоре. Путин в послании 3 декабря потребовал «стремиться к исполнению» его майских указов.

На финансирование майских указов в 2016 г. федеральный бюджет потратит 675,1 млрд руб., сэкономив в сравнении с прежним планом 225,3 млрд. Сэкономить удалось в том числе за счет изменения Росстатом методики расчета средней зарплаты, уровень которой служил ориентиром при повышении зарплат в бюджетном секторе (см. врез). Но и при таком снижении требований повысить зарплату, как требовал Путин, будет все равно трудно, если не невозможно, считают в S&P: налоговые доходы регионов стагнируют, а федеральных трансфертов не хватает. По прогнозам агентства, если правительство будет требовать выполнить указы в полном объеме к 2018 г., то баланс бюджетов станет отрицательным уже в 2017 г., а дефицит с учетом капрасходов в 2018 г., скорее всего, превысит законодательно установленное ограничение – 15% доходов.

Новая методика

Включение в расчеты доходов от неформальной занятости сократило среднюю зарплату в экономике на 12%. Снижению целевых показателей способствует и замедление темпов роста номинальной зарплаты в частном секторе, пишет S&P.

Министр финансов Антон Силуанов говорил, что совокупный дефицит бюджетов регионов незначительно снизится в 2016 г. – до 412 млрд руб. с 430 млрд. По прогнозам S&P, ухудшение бюджетных показателей регионов приведет к росту прямого долга (без учета гарантий и долга госпредприятий) в 2018 г. почти до 60% текущих доходов, что по методологии агентства соответствует «низкому» уровню. Аналитики S&P ожидают, что в ближайшие три года регионам придется привлечь у банков более 2,8 трлн руб. Это означает, что банковские кредиты регионам должны расти на 25% в год, при том что в среднесрочной перспективе кредитование в России будет расти в среднем лишь на 10%. В связи с этим негативные рейтинговые действия в отношении российских регионов в 2016 г. вероятны в большей степени, чем позитивные, предупреждает S&P: позитивных прогнозов нет вообще, а негативные достигли рекорда, следует из обзора (см. график).

Для стабилизации доли коммерческого долга в структуре долга регионов на текущем уровне (около 65%) нужно удвоить бюджетные кредиты к 2018 г. примерно до 700 млрд руб. Но деньги на это в бюджете вряд ли будут, скептичны аналитики агентства. В проекте бюджета на 2016 г. на кредиты регионам выделено 310 млрд руб., из которых 240 млрд планируется распределить в начале 2016 г. Денег не хватит, чтобы предотвратить быстрое ухудшение состояния финансов регионов, уверены в S&P.

Майские указы с 2012 г. создают перекос в расходах, говорит ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. По его словам, при сохранении санкций и низких цен на нефть собственные ресурсы региональных бюджетов будут сокращаться. Чтобы добиться от регионов выполнения указов, федеральному правительству придется и дальше менять методические подходы, а региональным – сокращать другие расходы, т. е. инвестиции, считает он. Непонятно, какой будет цена на нефть, а значит, нет ясности, что будет с федеральным бюджетом, отмечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. По ее мнению, федеральная бюджетная помощь регионам будет ограничена за счет явного перекоса «в пользу военных и прочих политических интересов в ущерб экономическим».

«Дилемма может оказаться еще более сложной в связи с тем, что предстоящие парламентские выборы 2016 г. и президентские выборы 2018 г. будут проводиться в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения», – заключают в S&P.