Дональд Трамп – конкурент «Газпрома»
Долгосрочный контракт на поставку американского сжиженного газа в Польшу может быть подписан в ближайшее времяЗначительная часть мощности Свиноуйсьце – 2,7 млрд куб. м в год – законтрактована договором с катарским Qatargas на условиях «бери или плати» (Reuters). В 2016 г. загрузка терминала не превышала 20%, но в дальнейшем не выбирать объемы катарского СПГ точно не получится, считает аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко: «Когда Польша не успевала построить терминал, а контракт уже вступил в силу, производитель продавал эти объемы на другие рынки. Разницу в ценах пришлось компенсировать Польше». Теоретически принимать СПГ от американских производителей в ущерб собственным экономическим интересам страна может, предполагает он. «Но чтобы американский СПГ конкурировал с трубопроводным газом, он должен поставляться по ценам, близким к биржевому европейскому рынку. Пока полная себестоимость американского СПГ выше», – знает Собко.
Взаимопонимания в энергетическом взаимодействии достигли президенты США и Польши Дональд Трамп и Анджей Дуда, объявили они по завершении встречи. «Мы будем развивать возможности принимать сжиженный природный газ (СПГ) из США и с других направлений», – заявил Дуда (цитаты по ТАСС): Польша может стать хабом, через который американский газ пойдет в Центральную Европу, а в перспективе даже стать альтернативой российским поставкам газа на Украину.
Трамп ответил (цитата по «Интерфаксу»), что долгосрочный контракт на поставку американского СПГ в Польшу может быть подписан «в ближайшие 15 минут».
Первый СПГ из США доставлен в Польшу 7 июня в Свиноуйсьце, о чем тогда же сообщила представитель госдепа США Хизер Нойерт (цитаты по «Интерфаксу»): «Это хорошо для рабочих мест в США, позволяет снижать цены на энергоносители и способствует тому, чтобы народ Польши получил более надежные и контролируемые поставки газа». Нойерт предупредила, что у госдепа нет графика поставок газа из США, но есть готовность решать этот вопрос.
Заявления президентов США и Польши партнер RusEnergy Михаил Крутихин называет политической бравадой: «Контракты заключаются между компаниями, а не между странами. Американские поставщики вряд ли послушаются правительство. СПГ из США идет туда, где цены высоки, – в Азиатско-Тихоокеанский регион, Южную Америку. В Европе цены ниже, она еще долго будет отстойником для газа, который не удалось продать другим». Польша, считает он, и после окончания контракта с «Газпромом» в 2022 г. продолжит покупать российский газ, если он будет дешевле, чем у других поставщиков.
«Построить терминалы для регазификации и интерконнекторы несложно. Но чей газ покупать, решит рынок», – уверен Крутихин.
Схожее мнение у директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина: «Когда государство вмешивается в торговлю, как правило, ничего хорошего не получается. Не знаю, что собирается Трамп сделать – предоставить льготы американским производителям СПГ, сократить налог на прибыль. Американцы предпочитают азиатский рынок, где цены выше». В Европу США могут продать порядка 5 млрд куб. м, ни о каком переделе сфер влияния на фоне поставленных в 2016 г. «Газпромом» в Европу 179 млрд куб. м не может быть и речи, считает Корчемкин.
Потребление газа в Польше в 2016 г. выросло до 17,3 млрд куб. м (+5,7% к 2016 г.). Большую его часть обеспечил долгосрочный контракт с «Газпромом», у него Польша купила 10,2 млрд куб. м. Собственная добыча газа в Польше снизилась в 2016 г. на 3,8% до 3,9 млрд куб. м. Заявления лидеров США и Польши официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов комментирует так: «Закупки Польшей газа у «Газпрома» в 2016 г. увеличились на 24%. Посмотрим на результаты 2017 г.».
Значительно увеличить импорт СПГ Польша пока не может. В марте польский оператор Gaz-System сообщил, что планирует подготовить технико-экономическое обоснование плавучего терминала около Гданьска мощностью 4,1–8,2 млрд куб. м газа в год и сроками запуска в 2021 г., с тех пор новостей о нем нет – как и новостей о расширении терминала в Свиноуйсьце. Польская PGNiG собиралась довести его мощность с нынешних 5 млрд до 7,5 млрд куб. м еще в 2014 г. Вопрос «Ведомостей» компания оставила без ответа.