Долги компаний смогут взыскать с разбогатевших менеджеров

ФНС объяснила порядок взыскания недоимок компаний с руководства
Налоговые долги компаний могут подорожать для их менеджеров / Андрей Гордеев/ Ведомости

Менеджеры компаний все чаще задают вопросы об их личной ответственности за налоговые долги предприятий, рассказывает партнер Deloitte Антон Зыков. Их беспокойство выросло с конца прошлого года, когда Конституционный суд подтвердил, что с менеджеров могут быть взысканы долги и пени компании (кроме штрафа). Предприятия участвуют в нарушении опосредованно, через людей - руководителей или бухгалтеров, объяснил он свое решение.

До этого суды выносили разные решения и даже Верховный суд не был однозначен в своем мнении, лишь единожды поддержав в подобном споре налоговиков, вспоминает Зыков. Взыскать недоимку с руководства компании налоговики могут двумя способами: при банкротстве привлечь их к субсидиарной ответственности или по уголовному делу предъявить иск о взыскании ущерба бюджету.

Как именно нужно действовать, Федеральная налоговая служба (ФНС) разъяснила в письме инспекторам. Для этого налоговики должны в суде доказать, что менеджер действительно причинил вред бюджету и мог влиять на решения компании. Например, что он или члены его семьи разбогатели, пока компания не платила налоги, или их расходы за это время превысили доходы, что компания выводила деньги на однодневки или подставных людей, а у самого менеджера был личный интерес в этом, перечисляет ФНС в письме. Если же менеджер умышленно причинил вред – уменьшить размер возмещения нельзя, предупреждает ФНС.

Обычно налоговики взыскивают долги через иски и конкурсное производство параллельно, рассказывает Юлия Литовцева из «Пепеляев групп». Иногда им удается взыскивать долги дважды. В одном из дел с директора взыскали 1 млрд руб. по субсидиарной ответственности, на такую же сумму ему был предъявлен иск в уголовном деле, вспоминает арбитражный управляющий Евгений Семченко, но нельзя повторно предъявлять требования, погашенные в связи с завершением конкурсного производства.

Теперь сделать это не получится – Конституционный суд запретил взыскивать ущерб с человека, если долг уже погашен компанией. Это подтверждает и ФНС.

Но появляется другой риск, предупреждает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов: ­исходя из письма ФНС, менеджерам придется самим доказывать, что налоговики могут взыскать долг с компании. Это перекладывает бремя доказывания на людей, согласен Зыков. Речь не идет об ответственности ­невиновных, говорит федеральный чиновник, если менеджер уверен в своей непричастности, он всегда может предоставить ­такие аргументы.

Бизнес уже готовится к подобным претензиям. Клиенты все чаще закрепляют в официальных документах компаний вопросы контроля над бизнесом и порядок принятия решений, чтобы не было спора, кто несет ответственность, рассказывает Зыков.

ФНС не будет массово использовать такой механизм, успокаивает федеральный чиновник, лишь при наличии доказательств недобросовестных действий людей, из-за которых компания не платила налоги. Добросовестные же работники компаний ответчиками по таким делам не будут, уверяет он. Представитель ФНС не стал комментировать письмо.