Как работать с безнадежными долгами

Или три стадии работы со злостными неплательщиками

Многие предприниматели сталкиваются с недобросовестными контрагентами, которые не платят по своим обязательствам. С юридической точки зрения безнадежным считается долг, вероятность взыскания которого менее 50%. Как правило, речь идет о долгах компаний, у которых нет денег на счетах либо счета которых неизвестны или они скрывают свое имущество.

Что делать, чтобы добиться выплаты долга, считающегося безнадежным? Вся работа по взысканию долга делится на три стадии, и на каждой стадии нужно выполнить определенные действия.

 Досудебная стадия. На этой стадии самое важное – это мониторинг финансового и правового состояния контрагента. Несмотря на наличие программ и технических решений, позволяющих легально получать информацию о должнике, многие кредиторы этим пренебрегают. Мониторинг за состоянием должника должен вестись постоянно и по ключевым изменениям: судебные споры, исполнительные производства, внесение изменений в ЕГРЮЛ, проверка сохранности регистрируемых активов. Не стоит пренебрегать и переговорами с должником. То, что контрагент – ваш должник, он должен понимать, знать и чувствовать постоянно. Если кредитор не проявляет активности, должник психологически забывает о долге.

 Судебная стадия. Подав исковое заявление, многие пренебрегают таким инструментом, как обеспечительные меры. Но это гарантия того, что ваши требования не только будут исполнены. Многие считают, что суды крайне редко удовлетворяют заявления о применении, но это не всегда так. Например, в деле «Башнефть против АФК «Система» суд удовлетворил заявление об обеспечении. При надлежащей аргументации и наличии доказательств в арбитражном суде вполне можно добиться принятия обеспечительных мер.

Статистика Верховного суда говорит о том, что в среднем арбитражные суды удовлетворяют около 30% заявлений о принятии обеспечительных мер (в 2016 г. было удовлетворено 29,8% заявлений о принятии обеспечительных мер, в 2015 г. – 32,3%, в 2014 г. – 40%, в 2013 г. – 41%). Несмотря на то что суды все реже идут навстречу в этом вопросе, подать заявление все же стоит.

Можно использовать и такой инструмент, как встречное обеспечение. Вы предоставляете средства, из которых будут покрыты убытки, понесенные ответчиком из-за принятия обеспечительных мер. Арбитражный суд в этом случае не вправе вам отказать. Принимаются банковская гарантия, поручительство или иное финансовое обеспечение.

Другая проблема – затягивание дела ответчиком, который может подать заявление о привлечении третьих лиц, назначении экспертизы, вызове свидетелей и т. д. Статья 159 АПК предусматривает, что арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле. Это положение применяется, когда суд считает, что участник злоупотребляет своим правом, затягивая процесс. Исключение составляют случаи, когда заявитель не имел возможности подать заявление или ходатайство ранее по объективным причинам.

 Стадия исполнения судебного решения. Получив исполнительный лист, юристы направляют его в службу судебных приставов. Однако разумно будет до направления листа в ФССП обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации должника и получить данные по его открытым расчетным счетам. Имея эти сведения, вы можете указать их в заявлении приставам и тем самым увеличить вероятность возврата долга. Необходимо указать и все известные вам данные об имуществе должника.

Действия для эффективного сопровождения исполнительного производства:

 обязательно зарегистрироваться в личном кабинете ФССП и активно вести электронное взаимодействие с приставом (заявления, жалобы, ходатайства и проч.). Это экономит время, и, как показывает практика, на электронные сообщения приставы реагируют более активно, чем на классические бумажные;

 запрашивать у пристава не только актуальные сведения об имуществе должника, но и сведения об имуществе предшествующего периода. Весьма вероятно, что должник заранее избавился от имущества и денег. Полученные через пристава сведения помогут при оспаривании и возврате имущества;

 формировать доказательную базу под взыскание убытков с ФССП в связи с неисполнением судебным приставом своих обязанностей.

Если, несмотря на предоставленные сведения, пристав бездействует, вы можете обжаловать его действия. Подать жалобу нужно вышестоящему приставу в течение 10 дней с момента вынесения обжалуемого постановления (действия, бездействия и т. д.). В такой же срок по вашей жалобе будет принято решение. Действия приставов также могут быть обжалованы в суде.

Автор – партнер BMS Law Firm