Российский офшор создан в несуществующем месте

Официально острова Октябрьский в Калининграде пока нет
Футбольный стадион «Калининград» – самый известный объект Октябрьского острова/ Петр Ковалев/ ТАСС

Прошло больше месяца с тех пор, как президент Владимир Путин подписал закон о создании специальных административных районов (САР) – офшоров на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде. Первыми переехать на Октябрьский решили UC Rusal и энергетическая «дочка» ее основного (48,13%) акционера En+ – компания En+ Holding: их советы директоров в середине августа поручили менеджменту подготовить подробный план по переезду с островов Джерси и Кипр соответственно. Но оказалось, что острова Октябрьский в Калининграде нет.

Сам проект переезда компаний – «эксперимент с массой проблем при реализации», посетовал в пятницу замминистра финансов Илья Трунин: «Чтоб было понятно, я сегодня с утра встречался с калининградскими коллегами. У них проблема <...> базового уровня. В Калининградской области нет острова Октябрьский, как выяснилось. Географического объекта такого нет, не существует».

Остров Октябрьский существует как исторический район, объясняет бывший вице-премьер Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков, один из разработчиков закона: «Но формально эта географическая единица действительно не называется островом Октябрьский». Это часть Московского района Калининграда. При определении территории САРа использовалось общеизвестное название, а определить границы района необходимо местными актами, говорит представитель Минэкономразвития. Сейчас эта работа ведется, юридически остров будет обособлен к моменту появления первых резидентов, добавляет он.

Вопрос о присвоении исторически сложившегося наименования «Остров Октябрьский» уже вынесен на заседание городского совета 12 сентября, следует из опубликованной повестки. При обсуждении закона в Госдуме предлагалось разрешить региональным властям определять территорию САРа, говорит один из участников обсуждения: «Но правку не учли». Когда появится административный район, компании, которые хотят зарегистрироваться в этом САРе, уже смогут это сделать, говорит Шендерюк-Жидков.

«Масса проблем, и будем вместе проводить этот пилотный проект», – сказал Трунин. Предстоит решить еще множество технических вопросов, говорит представитель Минфина: как ставить компании на учет после редомициляции (перевод компании в другую юрисдикцию), как вести регистр ее налогового учета и как вообще в целом должна функционировать эта система.

Создание САРов – одна из мер поддержки попавших в санкционные списки российских компаний. Стать резидентами офшоров смогут только зарегистрированные за рубежом компании. Они должны инвестировать в России минимум 50 млн руб. за полгода после регистрации. Взамен компаниям обещаны низкие налоговые ставки и смягчение контроля. Получить доступ к информации о бенефициарах резидентов САРа смогут только управляющая компания, контролирующие органы и суды. Платить налоги с прибыли от продажи активов и с полученных дивидендов не придется, с выплаченных – 5%.

Авторами законопроекта официально были депутаты и сенаторы от Приморья и Калининградской области. Законопроект был разработан Минэкономразвития, говорил ранее его представитель. Официально же о создании САРов именно на островах Русский и Октябрьский первым объявил в мае премьер Дмитрий Медведев. Законопроект проходил стандартную процедуру согласования, в том числе и в правительстве, удивляется старший юрист Nektorov, Saveliev & Partners Михаил Халецкий, проверять факты должны правовые управления, в том числе перед подписанием у президента.

Представители En+ и UC Rusal отказались от комментариев.-