Великобритания становится похожа на развивающиеся рынки

Марк Мобиус предупредил о возможном падении фунта стерлингов
Развивающиеся рынки тоже могут пострадать в результате Brexit, полагает Марк Мобиус (на фото)/ Cynthia Karam / REUTERS

Если британские политики не смогут предотвратить выход страны из Евросоюза без каких-либо договоренностей, ее кредитный рейтинг будет снижен, а курс фунта может упасть до паритета с долларом, предупредил в интервью Financial Times бывший управляющий директор Templeton Asset Management Марк Мобиус.

Вероятность такого развития событий выросла, поскольку далеко не все парламентарии готовы проголосовать за предлагаемое премьер-министром Терезой Мэй соглашение о выходе из ЕС, даже несмотря на ее обещание уйти в отставку. При этом парламент так и не смог выбрать альтернативу ее плану.

Сразу после референдума, в июне 2016 г., фунт подешевел более чем на 10%, а затем стал торговаться около уровня $1,3.

Британия как развивающийся рынок?

По словам Мобиуса, сейчас Великобритания может держать очень низкие процентные ставки только благодаря тому, что входит в ЕС. Но когда она выйдет, отношение к стране быстро изменится на гораздо более жесткое, считает он: «Рейтинговые агентства скажут: «Минутку, она больше не связана с ЕС? Нам придется снизить ее рейтинг».

«Великобритания сейчас словно развивающийся рынок. Ее платежный баланс, уровень госдолга, бюджетный дефицит ужасны», – добавил один из ведущих мировых специалистов по развивающимся рынкам.

Правда, показатели не катастрофичны: по данным МВФ, дефицит бюджета составил в 2018 г. 2%, счета текущих операций – 3,5%, а госдолг равен 87,4% ВВП. Страна занимает в основном в фунтах и имеет значительные инвестиции за рубежом, стоимость которых в фунтах вырастет при падении валютного курса. Эти факторы защищают Великобританию от тех проблем, которые обычно провоцируют кризис в развивающихся странах, считает Кристин Форбс, профессор экономики Массачусетского технологического института и бывший член комитета по денежной политике Банка Англии.

Но с 2017 г. и бизнес, и домохозяйства, и правительство тратят больше, чем зарабатывают, то есть в финансировании своей деятельности Великобритания во многом зависит от притока иностранного капитала. А приток этот, особенно краткосрочные вложения, стал сокращаться со II квартала 2018 г. из-за неопределенности по поводу Brexit. Он, правда, компенсировался тем, что британцы продавали иностранные активы, но Сэмюэл Томз, главный экономист по Великобритании Pantheon Macroeconomics, считает эту ситуацию неустойчивой. Разрешить ее, полагает он, можно, лишь сделав британские активы вновь привлекательными – в результате либо снятия политической неопределенности из-за Brexit, либо обвала курса фунта или цен на сами активы. «Падение фунта должно быть значительным, чтобы смягчить проблему дефицита счета текущих операций», – цитирует FT Томза.

Мобиус о референдуме по Brexit

Великобритании не хватает сильного лидера, полагает Марк Мобиус. Он также называет референдум о Brexit «мошенничеством», поскольку люди «были обмануты и совершили ошибку во время голосования».

Развивающиеся рынки тоже могут пострадать в результате Brexit, поскольку многие компании из этих стран для выхода на биржу и ведения международного бизнеса выбирают Лондон, считает Мобиус: «Ты сидишь в Лондоне, и все эти люди к тебе приходят».

Роль Лондона как международного финансового центра может снизиться, потому что многие работающие в Великобритании финансовые организации рискуют потерять доступ к европейским рынкам после Brexit. Поэтому они переводят свои операции в ЕС, а также уже объявили о переводе туда активов на 1 трлн фунтов ($1,3 трлн). «Нам придется переехать в Париж, Мюнхен или куда-либо еще в ЕС, – сказал Мобиус про свою новую управляющую компанию Mobius Capital Partners. – Я бы выбрал Испанию, потому что люблю теплую погоду».

Когда же Brexit?

Брюссель согласился отложить Brexit до 22 мая, если парламент одобрит предлагаемое Мэй соглашение. Иначе Великобритания должна будет к 12 апреля предложить другой вариант (например, перенести Brexit на долгий срок и принять участие в майских выборах в Европарламент) или покинуть блок без договоренностей.

Мэй попытается в пятницу в третий раз вынести на голосование свой проект соглашения, но спикер палаты общин может запретить сделать это без существенных изменений в документе. Да и голосов для его поддержки Мэй пока не хватает, хотя некоторые евроскептики-консерваторы стали становиться на ее сторону. Парламентарии в среду провели серию голосований, пытаясь найти план Б. Но они так и не смогли выбрать ни один из вариантов, хотя больше всего голосов (и больше, чем план Мэй) набрали создание таможенного союза с ЕС и повторный референдум. В понедельник парламент может рассмотреть варианты, получившие наибольшую поддержку.

Ситуация крайне неопределенная, считают аналитики банка ING. По их оценкам, наиболее вероятные сценарии – выход страны из ЕС без договоренностей 12 апреля или более мягкая форма Brexit (по 25%). Вероятность нового референдума они оценивают в 20%, досрочные выборы – в 15%, одобрение парламентом соглашения Мэй – в 10%, а отмену Brexit – в 5%. «Даже если Мэй сможет организовать голосование в пятницу, сложно отделаться от чувства, что события в парламенте в среду, возможно, стали последним гвоздем в гроб соглашения премьера о Brexit», – считают в ING.