Индекс борща: реальные доходы россиян не растут уже 10 лет

Из-за опережающего роста цен и налогов граждане могут позволить себе меньше благ, чем раньше
PhotoXPress

Исследование «Ведомостей» показало, что покупательная способность россиян в первом полугодии упала в 64 регионах России. Средняя стоимость продуктов для приготовления борща к июлю 2021 г. выросла до 314 руб., что на 13% выше, чем в начале года. Доходы россиян росли намного медленнее. На них в этом году можно было купить в среднем 102 блюда на семью из четырех человек – и это минимум за последние пять лет.

Системное недовольство

Вопросы граждан к президенту о росте цен были одними из наиболее популярных на недавней прямой линии. Всего поступило 60 000 претензий по поводу дороговизны продовольствия. Жалобами завалили и приемную «Единой России», которая решила использовать проблему в своей предвыборной агитации.

«Мы провели мониторинг, регионы дали свои предложения по стабилизации ситуации и снижению цен... Вторая часть задачи – разработка комплекса системных мер, чтобы такой проблемы не повторялось в будущем», – говорил  секретарь генерального совета партии Андрей Турчак на совещании с руководством кабмина и губернаторами в конце июля. 

Через несколько дней председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что цены уже начали снижаться, а подорожание продуктов в мае – июне было «сезонной историей». «Уже происходит снижение цен по продуктам, входящим в этот «борщевой набор», и, на наш взгляд, эта тенденция продолжится», – сказала она на пресс-конференции 24 июля. Необходимостью борьбы с инфляцией ЦБ РФ обосновал резкое повышение ключевой ставки – до 6,5%.

Для борьбы с ростом цен на «борщевой набор» единороссы создали рабочую группу и в начале августа отчитались об успехах: «Договорились, что наценка на сезонные овощи в торговых сетях там будет минимальной – 10–15%». 

Но проблема не столько в росте цен, сколько в низких доходах населения. Именно снижение реальных доходов на фоне инфляции вызывает наибольшее беспокойство у 2/3 россиян, согласно опросам ВЦИОМа и «Левады» (признан иноагентом).

О чем говорит индекс борща

В «борщевой набор» региональные власти и Банк России включают только овощи, указывается на их сайте. «Так называемый борщевой набор, к которому относят только овощи, непоказателен, ведь кругом не одни только вегетарианцы», – говорит доцент Финансового университета при правительстве РФ Олег Комолов.

Классический борщ трудно представить без мяса. В «Книге о вкусной и здоровой пище» 1952 г. при готовке этого блюда рекомендуют на 800 г овощей брать 500 г мяса. Получится кастрюля первого на четверых. «Традиционный украинский борщ готовится на основе наваристого говяжьего или свиного бульона», – следует из рецепта на сайте Food.ru. Портал советует к 500 г говядины добавлять 350 г картофеля, 200 г капусты, а также одну свеклу (130 г), морковь, луковицу (по 80 г) и немного чеснока с приправами. Эти пропорции мы и возьмем. В качестве гарнира к борщу часто подают сметану и хлеб, которые также стоит учесть.

Кастрюля борща в первой половине 2021 г. в среднем подорожала с 273 до 293 руб. по сравнению с первым полугодием 2020 г., следует из расчетов «Ведомостей» по данным Росстата. Активнее всего продукты дорожали в апреле – июне: с 293 до 316 руб. С этого уровня цена борща и снижалась в июле на 2 руб., что и близко не компенсировало роста цен в первом полугодии.

Доходы россиян составили в первом полугодии 2021 г. 35 200 руб. Из них 15,2% шло на налоги и другие обязательные платежи. В первом полугодии 2020 г. на налоги уходило 14,8% дохода, а 10 лет назад – 13–14%, т. е. государство забирать стало больше. В итоге оставшиеся 30 000 руб. позволили приготовить 102 таких блюда (это и есть искомый индекс – подробнее см. «Как мы считали»).

Оценка покупательной способности по располагаемым доходам относительно набора товаров более показательна, чем лишь отслеживание динамики стоимости ограниченной группы продуктов из «борщевого набора», считает Комолов.

Обычно в начале года доходы граждан проседают, а цены на продукты растут, достигая пика в мае-июне. Осенью после урожая рынок насыщается, а премирование в конце года повышает доходы. В итоге покупательная способность колеблется: в первом полугодии она всегда ниже, чем во втором. То есть покупательная способность к концу года, как обычно, подрастет. Но вряд ли она в среднем будет выше, чем в прошлых годах.

В течение последних лет реальные доходы граждан почти не растут и никак не могут вернуться на уровень 2013–2014 гг. Сейчас индекс борща на 0,1% меньше, чем за первую половину 2020 г., когда в некоторых регионах вводились карантинные меры и безработных стало на 1,3 млн человек больше. 

На динамике доходов по-прежнему сильно отражается сырьевая зависимость. Россияне беднели в 2020 г. на фоне падения цен на нефть и газ, продажи которых обеспечивают треть бюджета страны. В этом году цена нефти возвращается на допандемийный уровень, а вслед за ней растут и доходы – на 1,7% в первом полугодии. По базовому прогнозу Минэкономразвития, в 2021 г. россияне станут богаче на 3%, однако в дальнейшем нефть будет дешеветь, а доходы – расти медленнее, считают в министерстве. 

Борщевое неравенство

Среди первых блюд, которые «объединяют россиян и каждый из нас любит поесть», борщ самый популярный в стране, показал опрос ВЦИОМа. Социальное расслоение по индексу борща таково, что где-то его будут готовить попроще, а где-то – нечасто, следует из анализа «Ведомостей».

В среднем россиянин получал в этом году 35 200 руб., но далеко не все он мог потратить на питание. 15% у него съели налоги, в результате чего осталось уже 29 800 руб. Но это далеко не все необходимые траты. Еще около 11,5% уйдет на услуги ЖКХ и топливо, оставив уже 26 400 руб. 

Но это в среднем. Социальное расслоение в России слишком велико, и 13% населения денег хватало только на еду, а еще 50% – лишь на еду и одежду, показывает Росстат.

«Только 30% россиян чувствуют себя более-менее уверенно в нынешней экономической ситуации. Значительная часть населения закредитована, причем число тех, кто тратит на выплату долгов более 80% доходов, угрожающе растет», – говорит Комолов.

Менее обеспеченная половина россиян после вычета из доходов налогов и стоимости услуг ЖКХ получала около 13 100 руб., что позволяло сварить всего 48 кастрюль первого блюда. Располагаемые доходы 10% самых богатых были 96 000 руб. – в 7 раз больше.

Бедной половине домохозяйств России приходится экономить усерднее, чтобы расплатиться и за другие неизбежные услуги – проезд, лекарства, связь, образование, согласен Комолов. На питание они фактически тратят в среднем по 4900 руб. на человека в месяц, или по 160 руб. в день, следует из данных Росстата. Это на 20% меньше, чем продуктовая часть прожиточного минимума, который рекомендует есть 200 г мяса в день. Иными словами, часто стоит выбор – поесть мяса на первое или на второе. 

«В 2019 г. не могли позволить себе мясо хотя бы раз в два дня десятая часть россиян», – говорит ведущий научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Василий Аникин.

Разрыв между богатыми и бедными регионами по индексу борща тоже сильный и составил в 2021 г. 4,6 раза.

Выше всего показатель был в нефтегазоносных регионах (Ямало-Ненецком и Ненецком АО – 230 и 204 блюда соответственно), а также Москве (179). В десятке аутсайдеров не только Тува (50), Ингушетия (56), Калмыкия (59) и другие национальные республики, но также Курганская область (64) и Крым (65), где зарплаты низкие. 

В 64 регионах России показатель падал в первом полугодии 2021 г. по сравнению с первой половиной 2020 г. в среднем на 4%. Сильнее всего он проседал там, где одновременно снижались доходы граждан и росли цены, например в Севастополе – на 14%.

Цены кусаются

Сколько на самом деле придется потратить на продукты для борща, если пойти в магазин? Для ответа на этот вопрос «Ведомости» изучили цены в начале августа на говядину, овощи, сметану и хлеб у десятка крупнейших сетевых ритейлеров Москвы и Санкт-Петербурга (типа «Ашан», «Магнит», «Дикси», «Пятерочка» и проч.). Бралась цена самого дешевого товара в наличии. 

В итоге «борщевой набор» в Москве оказался доступен за 307 руб. Это на 16% меньше, чем выходит из данных, предоставленных Росстатом на 2 августа (368 руб.). В Санкт-Петербурге, наоборот, эти продукты обошлись бы дороже, чем отражает Росстат (323 против 321 руб.). 

Если же брать не самые дешевые продукты, а хотя бы средние по качеству, то «борщевой набор» обойдется дороже, чем отражает официальная статистика. В Росстате поясняют, что при расчете потребительских цен там берут самые популярные товары, а они в основном из ценовой категории средней и ниже среднего.

Кто зарабатывает на продуктах

В этом году цены на все товары разогнались сильнее обычного – на 4,5% к началу августа, в прошлом году за аналогичный период с начала года было 3%. Это сильнейший за последние пять лет всплеск инфляции, одним из драйверов которого стали цены на продукты. В столице они к августу подорожали на 12%.

Пока товар идет от продавца до покупателя, он серьезно прибавляет в цене. Стоимость овощей на прилавках в магазинах в 2–4 раза выше, чем у производителей, следует из данных Росстата. Это превышение обычно стабильно, тем не менее к июню цены подскочили и разрыв стал выше в 3–5 раз. Картофель, капуста и морковь в столице к июню подорожали в 2 раза по сравнению с январем, свекла – в 3,5 раза.

Весной включается сезонный фактор, возникает дефицит из-за того, что овощи текущего урожая еще не поступили на прилавки. «Обычно урожай идет с июля, а пик приходится на сентябрь. Но в этом году затяжная весна, поздний сев, поэтому все сдвинулось примерно на месяц», – говорит экс-председатель общественного совета при Минсельхозе России Сергей Королев. Когда возникает сезонный дефицит, на каждом этапе хотят получить больше маржи и последовательно завышают цены, утверждает он.

Сельхозпроизводителю сложно организовать самостоятельную доставку товара, он часто ждет, когда к нему приедут и возьмут товар «на месте», объясняет Королев. Посредники забирают его и везут по своим контрактам в сеть. Доставка товара может быть дороже, чем его стоимость на месте производства, например, если везти овощи с юга России в Сибирь. При этом товар надо не только хранить, но предусмотреть потери. В итоге если фермер продает овощи, например, по 20 руб. за 1 кг, то посредники ритейлерам – уже по 40 руб.

«Торговые сети, в свою очередь, тоже ставят высокую наценку на плодоовощную группу – 30% [к цене производителя], а то и 50%», – отмечает Королев. Помимо естественных трат на труд, хранение, они также закладываются, что часть продукции скоропортящаяся, часть низкого качества и ее не выкупят, придется выкинуть. «В итоге получается недопустимая разница в 3 раза и ценник для потребителя в 60 руб.», – говорит аграрий. 

По мясу торговые сети тоже завышают цены, но меньше. «Накрутка торговых сетей – это 10%, а по премиальному мясу – 20%», – говорит основатель мясокомбината «Велес», а сейчас депутат Госдумы Александр Ильтяков.

В «Ленте», «Ашане», «Магните», «Дикси» и X5 Retail не ответили на запрос «Ведомостей». «Средняя торговая наценка на овощи и другие социально значимые товары в рознице составляет в среднем 16,5%», – сообщили в пресс-службе Минпромторга. Там считают, что такая продукция сильно влияет на покупательский трафик, поэтому сети жестко конкурируют по этим товарам и якобы держат на них минимальные наценки. Однако производители продуктов питания говорят о намного более высоких цифрах, что подтверждается и статистикой.

Бесплодное хозяйство

Чтобы сдержать цены, правительство решило договариваться с торговыми сетями об ограничении надбавок, активнее субсидировать производителей и расширять посевные площади, сказали в пресс-службе Минсельхоза. 

Производители предлагают упростить доступ в крупные сети мелким локальным игрокам.

Небольшим хозяйствам сложно втиснуться в мощные цепочки поставок, отмечает член Национального союза мясопереработчиков Сергей Шмелев. «А в западных странах есть такая практика: ритейл обязан положить на свою полку 25–35% местного производителя», – предлагает он в качестве меры по снижению цен.

Для снижения необоснованных наценок важно налаживать инфраструктуру и строить новые современные хранилища для производителей овощей и фруктов и крупные оптово-распределительные центры. Это сократит путь товара от поля к прилавкам и позволит фермерам самим, без посредников, продавать урожай, считает Королев. Изъятие посредников из цепочки может привести к снижению закупочной цены сетей на 30–50%.

Принципиально снизить цены должен рост производства сельхозпродукции, сходятся во мнении эксперты. Посевные площади по-прежнему меньше, чем в советское время, на треть, а поголовье крупного рогатого скота – на две трети, следует из данных Росстата. Некоторые направления удалось восстановить (например, по птице, свинине, некоторым овощам). Но по другой продукции (говядина, картофель, молоко) рост не заметен. Серьезно стоит проблема зависимости России от поставок из-за рубежа материала для оплодотворения. Например, около 80–90% инкубационных яиц, т. е. зародышей цыплят, Россия закупает на Западе, сообщал ранее экс-министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Как мы считали

■ Индекс борща – это количество блюд, которые можно приготовить на средний располагаемый доход.
■ Соотношение ингредиентов взято из рецепта классического украинского борща с сайта Food.ru (350 г картофеля, 200 г капусты, 80 г лука, 80 г моркови, 130 г свеклы, 6 г чеснока, 500 г говядины) с учетом 100 г сметаны и 200 г ржаного хлеба. Блюдо рассчитано на четырех человек. Аналогичные подсчеты ранее делал Владимирстат.
■ Данные о средних ценах на продукты соответствующего периода или региона брались у Росстата. Там же взяты средние доходы россиян, из которых вычтен уровень обязательных платежей и налогов соответствующего периода или региона.
■ Затем средний располагаемый доход делился на стоимость блюда, отражая искомый индекс. Чем он выше, тем выше покупательная способность в «борщевом» эквиваленте.
■ Ограничения. Индекс борща рассчитан по средним располагаемым доходам. Но он может сильно разниться по региону или социальным группам. Показатель отражает лишь потенциальную покупательную способность, т. е. что на товар будут потрачены все доступные доходы. Также он затрагивает лишь часть продуктов питания, чем, конечно, не ограничивается потребление россиян.