Индия намерена вложить в инфраструктуру для иностранных инвесторов $1,2 трлн

Это поможет ей догнать Китай
Новый проект по созданию инфраструктуры для инвесторов в Индии может стоить $1,2 трлн / Punit PARANJPE / AFP

Индия потратит 100 трлн рупий ($1,2 трлн) на создание инфраструктуры, включая логистическую и информационную, которая повысит инвестиционную привлекательность страны. Об этом 3 октября сообщило индийское издание Economic Times.

По его сведениям, правительство премьера Нарендры Моди видит частью проекта цифровой портал, который объединит 16 министерств. С помощью его предприятия и инвесторы смогут получать «универсальные решения по разработке проектов, их беспрепятственному одобрению и расчету издержек», пишет Economic Times. Пока информация о новом проекте известна лишь в самых общих чертах, не указываются сроки его реализации.

По заявлениям индийских властей, цель программы, получившей название «Гати Шакти», – убедить иностранные компании открыть производства на территории страны. Как заявил секретарь по логистике министерства торговли и промышленности Амрит Лал Мина, создание упомянутого портала позволит «реализовывать проекты без лишней траты времени и средств». Краеугольным камнем «Гати Шакти» является соединение будущих производственных узлов в одну логистическую сеть. Сам же премьер Моди за счет этого хочет повысить технологический уровень страны. Economic Times сообщает, что Индия испытывает серьезные трудности с инфраструктурными проектами – половина из них откладывается, а каждый четвертый выходит за рамки запланированного бюджета. По убеждению Моди, привлечение технологий в страну позволит решить и эту давнюю проблему.

Программа ускорения даст Нью-Дели преимущество перед Китаем. Момент для этого выбран удачный. Как пишет Economic Times, Китай все еще остается достаточно закрытой для внешнего мира страной. В таких условиях компании принимают на вооружение политику «Китай плюс один», т. е. стараются вести дела с кем-то, помимо КНР. Индия выглядит достаточно привлекательной для зарубежного бизнеса страной, ведь может предложить не только дешевую рабочую силу, но и кадровый резерв англоговорящих сотрудников. Однако и проблемы у третьей экономики Азии тоже есть – инвесторов отпугивает ненадежная индийская инфраструктура. Но даже при этом все больше транснациональных компаний, ориентированных на производство в Китае, заявляют о планах открыть его в Индии – среди них Apple и Tesla. 26 сентября Apple заявила о начале переноса сборки своего iPhone 14 из КНР в Индию. По мнению Reuters, это связано с пандемийными ограничениями и нарастающей геополитической напряженностью между Китаем и Западом.

Индийские власти не заинтересованы в экономическом противостоянии с Китаем, их цель – добиться от КНР признания себя как равного партнера, объясняет эксперт Российского совета по международным делам Алексей Куприянов. По его словам, на первенство в регионе Индия также не претендует. Происходящие в регионе процессы Нью-Дели рассматривает как потенциальную возможность если не обогнать, то догнать Китай в экономическом плане. Во время, когда западные компании уходят из КНР, Индия за счет максимального упрощения ведения бизнеса стремится привлечь иностранные предприятия к себе, резюмирует эксперт.

Экономическое соперничество между Китаем и Индией не может быть острым, так как страны привлекают к себе инвестиции разного уровня, говорит руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов. Сейчас страны находятся на разных уровнях технологического развития. Китай обладает масштабной промышленностью и мощной научно-исследовательской базой. Высокотехнологичные компании скорее будут вкладываться именно в Китай, ведь он обеспечит бизнес высококвалифицированными рабочими и инженерами. В свою очередь, Индия может позволить себе привлекать менее технологичные инвестиции, хотя в ряде отраслей, вроде производства смартфонов, они с КНР находятся примерно на одном уровне, поясняет Ломанов.