Депутаты одобрили перераспределение 2 трлн рублей в проекте бюджета на 2023 год

Законопроект прошел второе чтение в Госдуме
Это первый бюджет, где все предложения, включенные в постановление Госдумы по итогам первого чтения, во втором выполнены полностью/ Пресс-служба Госдумы

Госдума на пленарном заседании во вторник, 22 ноября, одобрила во втором чтении проект федерального бюджета на 2023–2025 гг. За проголосовали 328 депутатов, против – 78. Всего к документу поступило 750 поправок, из них 605 рекомендованы к принятию, сообщил на заседании председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Общий объем перераспределенных средств, по его словам, составил около 2 трлн руб. Первое чтение документа прошло 26 октября, третье должно состояться 24 ноября.

Основные параметры бюджета остались прежними. Расходы на 2023 г. запланированы в объеме 29 трлн руб., на 2024 г. – 29,4 трлн, на 2025 г. – 29,2 трлн. Доходы в 2023 г. должны составить 26,1 трлн руб., в 2024 г. – 27,2 трлн, в 2025 г. – около 28 трлн. Таким образом, бюджет будет оставаться дефицитным на протяжении всей трехлетки: в 2023 г. – 2,9 трлн руб., 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 ­трлн, 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн, 0,7% ВВП. Основным источником покрытия дефицита станут госзаимствования.

Говоря об особенностях бюджета, Макаров указал, что в следующем году расходы на здравоохранение по сравнению с допандемийным 2019 годом увеличиваются вдвое, к 2022 г. – на 19,4%. Траты на образование вырастут на 36,9 и 9,7% соответственно. Для регионов предусмотрено 260 траншей поддержки на сумму 3,2 трлн руб., из которых ко второму чтению распределено уже 246, добавил он. «Такого количества трансфертов, распределенных уже ко второму чтению, – а это дает ясность регионам при формировании их бюджетов – у нас не было никогда», – заметил депутат.

Это первый бюджет, где все предложения, включенные в постановление Госдумы по итогам первого чтения, во втором выполнены полностью, отметил Макаров. Дополнительные средства будут направлены на развитие городского общественного транспорта, региональной дорожной инфраструктуры и сельских территорий, военные городки и госпитали, перечислил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Как ранее писали «Ведомости», «Единая Россия» подготовила поправки ко второму чтению в совокупности на 58,9 млрд руб., они касались расходов на национальную экономику, социальную политику, образование, культуру, межбюджетные трансферты. Депутаты других партий предложили поправки на общую сумму примерно в 1,5 трлн руб. Правительством было подготовлено в общей сложности 577 поправок, 520 из них предусматривали перераспределение 750 млрд руб. в 2023 г., 650 млрд – в 2024 г., 500 млрд – в 2025 г.

В ходе заседания ряд депутатов вынесли свои поправки на отдельное голосование. Например, допсредства предлагалось выделить на жилье ветеранам боевых действий и детям-сиротам, переселение граждан из районов Крайнего Севера, индексацию пенсий работающим пенсионерам, детский отдых, больницы в регионах и др.

Бюджетный комитет будет предлагать специальное постановление при рассмотрении документа в третьем чтении о том, что правительству рекомендуется сделать в ходе исполнения бюджета при наличии дополнительных доходов, сообщил Макаров. В частности, по его словам, предлагается рассматривать в качестве приоритета строительство новых социальных объектов, прежде всего в сфере здравоохранения.

750 поправок

поступило к проекту бюджета на 2023–2025 гг. из них 605 рекомендованы к принятию. Первое чтение документа прошло 26 октября, третье должно состояться 24 ноября

«Действительно, сложный бюджет, но благодаря тому диалогу, который у нас сложился, мы приняли и концепцию в первом чтении, и сейчас уточнили те приоритеты, на которые выделяются государственные ресурсы», – отметил министр финансов Антон Силуанов в ходе выступления. Приоритеты, о которых ранее говорили депутаты, нашли свое финансовое обеспечение, добавил он. Минфин, по его словам, будет искать ресурсы и делать все, чтобы реализовать положения постановления, которые будут приняты в третьем чтении.

Возможны ли допдоходы

Традиционно в бюджет закладывается консервативная оценка доходов, при этом законодатели ориентируются на сверхдоходы, указал эксперт «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. По ожиданиям Минфина, дополнительные нефтегазовые поступления в 2023 г. составят 939 млрд руб., в 2024 г. – 656 млрд, в 2025 г. – 489 млрд. Если будет сохраняться рекордный профицит платежного баланса, то допдоходы будут уходить и на пополнение ФНБ, попутно сглаживая колебания курса рубля, считает он. Но если ситуация с сальдо торгового и платежного баланса выровняется, то рубль может начать девальвироваться, и тогда сверхдоходы бюджета, какими бы они ни были, направлять на выкуп инвалюты с рынка для пополнения ФНБ будет нецелесообразно, отметил эксперт. В этом случае средства могут быть направлены на покрытие возможного дефицита и стимулирование экономики, полагает Миронюк. Сейчас разбалансировка бюджета не представляет угрозы, по крайней мере пока нефтегазовые доходы высоки, а рубль стабилен, добавил он.

Доходы бюджета в 2023–2025 гг. вряд ли окажутся выше запланированных Минфином, полагает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев, скорее есть риски того, что они будут ниже. В частности, по его словам, снижение ВВП России в 2023 г. может оказаться больше прогноза Минэкономразвития в 0,8% и достигнуть 2,7%, т. е. налоговые доходы будут меньше, чем ожидалось. Кроме того, в следующем году вероятно наступление глобальной рецессии, что может привести к снижению цен на нефть, газ и другое сырье. Также есть риски, что объемы российского экспорта могут снизиться из-за западных санкций, которые вступают в силу в декабре и феврале, добавил он.