Эксперты МВФ предложили расширить полномочия налоговиков в мире

Это должно укрепить финансовую стабильность экономик, считают они
Наибольший объем поступлений могут принести операции по выявлению незарегистрированных источников доходов физлиц и организаций/ Marco Bello / Reuters

Доходы бюджетов в разных странах можно значительно увеличить, если позволить налоговым органам пользоваться методами ведомств, которые борются с отмыванием денежных средств. К такому выводу пришли эксперты МВФ в докладе, посвященном мерам по улучшению соблюдения налогового законодательства и содействию мобилизации внутренних доходов. Авторы отмечают, что в условиях глобальной нестабильности это позволит многим странам укрепить свои финансовые системы. При этом можно будет обойтись без дополнительного налогообложения бизнеса, различных форм windfall tax и «взносов солидарности» с наиболее богатых граждан и компаний.

Отмывание денег зачастую очень сложно отличить от налоговых преступлений, пишут эксперты: это следует из многочисленных недавних утечек данных (в том числе Swiss Leaks, Panama Papers, Paradise Papers, FinCEN Files и Pandora Papers). В обоих случаях методы, используемые преступниками, часто подразумевают схожие, даже идентичные техники сокрытия доходов, добавляют в МВФ. Отмыванию способствуют профессиональные консультанты, предоставляющие «комплексные» юридические, бухгалтерские и налоговые услуги, говорится в докладе.

Эксперты МВФ предлагают дать налоговым органам доступ к базам антиотмывочных ведомств, а также расширить применение ими процедуры надлежащей проверки клиентов, которая подразумевает сбор и хранение обширных баз данных о руководителях компаний, их доверенных лицах и бенефициарах бизнеса, видах деятельности, структуре бизнеса и связанных с ним компаний, а также о транзакциях. Кроме того, инструментарий налоговых органов можно расширить такими методами, как операции под прикрытием, получение доступа к частным информационным системам, более широкие возможности заморозки и ареста имущества, считают эксперты.

Одним из главных плодов совместной работы антиотмывочных ведомств и органов налогового надзора может быть в первую очередь увеличение количества идентифицируемых преступлений, что приведет к росту государственных доходов в виде дополнительных сборов с правонарушителей, указывает руководитель направления «налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян. Использование инструментов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) может способствовать повышению экономической стабильности за счет роста поступлений, добавляет заместитель руководителя Центра Россия-­ОЭСР РАНХиГС Александра Коваль.

В условиях бюджетных вызовов, с которыми столкнулись многие государства, совершенствование налогового контроля поможет бюджетам получить дополнительные доходы с тех, кто их и так должен был заплатить, но не сделал этого, соглашается Айрапетян. Именно поэтому речь идет о том, что предлагаемое сотрудничество ведомств послужит инструментом увеличения поступлений в бюджет без повышения налогов как таковых, поясняет он.

Вряд ли введение мер финразведки значительно улучшит финансовую ситуацию в странах, страдающих от дефицита бюджета и угроз стабильности, сомневается эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Такие ужесточения обычно приводят к оттоку крупных капиталов в юрисдикции с более мягкими налоговыми режимами, отмечает он.

Особо эффективным может стать предоставление надзорным органам данных, полученных в рамках процедур ПОД/ФТ, уверена Коваль. Согласно рекомендациям ФАТФ, органы финансовой разведки имеют доступ к широкому набору финансовых, административных данных, а также информации от правоохранительных органов, которые могут быть проанализированы на предмет признаков правонарушений, поясняет она. При этом, если вопрос состоит в расширении объема получаемых данных и повышении прозрачности деятельности налогоплательщиков, для таких целей более эффективной может оказаться цифровизация, это может значительно облегчить надзор за компаниями, указывает эксперт.

Центр Россия-ОЭСР РАНХиГС с 2020 г. ведет разработку концепции цифровых юридических лиц, которая предполагает добровольное ведение документооборота компании в электронном виде на специальных платформах, отмечает Коваль. Предполагается, что ФНС будет иметь доступ к этой информации в режиме реального времени. Важно развитие не только внутреннего взаимодействия ПФР и надзорных служб, но и международного обмена данными в области ПОД/ФТ, добавляет Коваль.

Передача налоговикам доступа к базам антиотмывочных ведомств замедлит экономическую активность, так как лицо, попавшее под подозрение, будет чаще проходить стоп-лист при совершении транзакций, что в итоге значительно удлинит сроки оборачиваемости средств, сделает его менее конкурентоспособным, считает Миронюк.

Наибольший объем поступлений могут принести операции по выявлению незарегистрированных источников доходов физлиц и организаций, операций по уходу от налогов, считает он. При выявлении таких преступлений могут пригодиться практики выявления происхождения доходов, выявления подозрительных транзакций, проводимых через анонимные криптокошельки, контроль обращения наличных средств (выявления их происхождения и трат), указывает он.

Авторы доклада упоминают 10 глобальных принципов борьбы с налоговыми преступлениями, закрепленные ОЭСР в качестве рекомендаций в июне 2022 г. Один из них – защита прав подозреваемых, отмечает Коваль. В связи с этим расширение инструментария надзорных органов за счет методов ПОД/ФТ должно предполагать гарантии вроде недопустимости двойной санкции за одно и то же деяние или субсидиарной ответственности физлиц за налоговые правонарушения юрлиц без однозначных доказательств присвоения доходов от таких правонарушений, указывает Коваль.