ЦБ Турции повысил ключевую ставку впервые с марта 2021 года

Хотя она выросла вдвое, рынок ожидал более серьезного ужесточения
Cagla Gurdogan / Reuters

Центробанк Турции впервые с марта 2021 г. решил перейти к повышению ставок. На заседании 22 июня регулятор увеличил ее почти вдвое – с 8,5 до 15%. В начале июня турецкий ЦБ впервые в истории страны возглавила женщина – 44-летняя Хафизе Гайе Эркан.

Решение было принято, «чтобы как можно скорее установить дезинфляцию, закрепить инфляционные ожидания и контролировать ухудшение поведения цен», следует из сообщения на сайте регулятора. ЦБ Турции также ссылается на глобальную тенденцию продолжения роста инфляции, отмечая, что «по этой причине центральные банки во всем мире принимают меры».

В сообщении ЦБ Турции от 22 июня отмечается, что ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП) «будет усиливаться по мере необходимости до тех пор, пока не будет достигнуто значительное улучшение прогноза инфляции». «Совет [ЦБ Турции] будет определять учетную ставку таким образом, чтобы создать денежно-кредитные и финансовые условия, которые обеспечат базовую тенденцию инфляции к снижению и достижению целевого уровня 5% в среднесрочной перспективе», – заверил регулятор.

Повышение ставки произошло впервые после того, как в течение более чем двух лет президент Турции Реджеп Эрдоган проводил курс на ультрамягкую ДКП. ЦБ понижал ставку на фоне высокой инфляции ради повышения темпов роста ВВП, промышленного производства и объемов экспорта. Несмотря на ожидания властей, ежемесячные показатели промпроизводства с июля 2022 г. и до конца года, по данным Turkstat, не превышали 3,3%, а в ноябре и декабре и вовсе показали отрицательные результаты: -1,1 и -0,3% соответственно. Самый резкий спад пришелся на апрель 2023 г. (- 8,2%), хотя и был в большей мере связан с землетрясениями. Более позитивную динамику демонстрирует турецкий экспорт – он увеличился на 12,9% в годовом выражении в 2022 г. По данным министерства торговли Турции, экспорт в марте 2023 г. на 4,4% превысил показатели аналогичного периода прошлого года. В целом экономика росла высокими темпами, хотя и замедлялась – в 2021 г. ВВП увеличился на рекордные 11,4%, а в 2022 г. – на 5,6%.

Эрдоган продолжает защищать свой подход, утверждая, что высокие ставки сами по себе не являются решением проблемы инфляции. Противоположной позиции придерживаются оппозиционные политики, утверждающие, что его решения привели к выходу инфляции из-под контроля. В октябре 2022 г. она достигла 85,5% – худшего показателя за 25 лет. К маю 2023 г. инфляция закрепилась на уровне 39,6%, но все еще превышала официальный таргет в 5%. После того как в январе 2023 г. ЦБ Турции приостановил снижение ставки, инфляция замедлялась: в мае 2023 г., по данным Turkstat, она составила 39,59% год к году, в апреле – 43,68%, в марте – 50,5%, в феврале – 50,5%, в январе – 57,7%. Независимое исследовательское агентство ENAG утверждает, что на самом деле уровень инфляции превысил 100%. Параллельно со снижением ставок правительство предлагало механизмы для стабилизации курса лиры: в конце 2021 г. Эрдоган объявил о создании инструмента, сохраняющего накопления граждан за счет компенсации правительством курсовой разницы, а для экспортеров предусмотрели фиксированный форвардный валютный курс.

Международные эксперты приветствовали назначение на пост главы ЦБ Хафизе Эркан в начале июня. Ее считают сторонницей более жесткой ДКП, она занимала руководящие посты в американских Goldman Sachs Group и First Republic Bank. Приветствовалось и решение Эрдогана вновь назначить на пост главы минфина Мехмета Шимшека. «У Турции нет выбора, кроме того как вернуться к рациональной [денежной] политике», – заявил чиновник после назначения. По данным источников турецких медиа, Шимшек согласился работать при гарантии невмешательства в процесс принятия решений.

Управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин считает решение ЦБ страны «скорее» разумным, но также отметил его мягкость относительно ожиданий. Целью политики низких ставок было стимулирование производства, экспорта, роста рабочих мест, несмотря на инфляцию, напоминает ведущий аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. Как минимум задача с наращиванием поставок за рубеж и занятостью выполнена, считает Кочетков. Уровень безработицы в Турции в I квартале 2023 г. составил 9,9%. По итогам 2022 г. она упала до минимального за восемь лет уровня – 10,4%. «Выиграв выборы с минимальным отрывом во многом из-за недовольства населения высокой инфляцией, турецкий президент дал добро на возвращение к традиционной финансовой политике», – отмечает Кочетков. Повышение ставки – свидетельство признания провала попыток обеспечить рост промпроизводства при высокой инфляции, поэтому Эрдоган решил дать волю экономистам-профессионалам, считает научный сотрудник ИМЭМО РАН, тюрколог Алена Вернигора.

Эксперты крупных западных финансовых компаний – Goldman Sachs, Bank of America, Deutsche Bank, Capital Economics давали большой разброс в прогнозах повышения ставки – от 15 до 40%. На фоне новостей о росте ставки турецкая лира побила новый антирекорд – доллар впервые в истории стоил больше 24 лир. В ходе торгов на Стамбульской бирже в четверг лира обесценилась к доллару на 4,5% до 24,62.

По мнению руководителя макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, рыночный консенсус ожидал большего повышения – до 21%. Эксперт указывает, что именно это стало причиной такой реакции лиры. Директор региональной сети по работе с состоятельными клиентами «БКС мир инвестиций» Григорий Сосновский оценивает ожидания рынка от турецкой ставки еще выше, как минимум на уровне майской инфляции.

«Впрочем, регулятор дал ясный сигнал, что это лишь начало пути, ДКП будет ужесточаться и далее, своевременно и постепенно, настолько, насколько это будет необходимо для взятия под контроль инфляции», – заявила Беленькая. Эксперт также признает, что новому руководству ЦБ будет труднее оправдать кредит доверия со стороны рынка и доказать свою независимость от главы государства.