ЦБ не станет менять размер закупок валюты для Минфина из-за скачков курса

undefined

Центробанк не планирует корректировать размеры закупок иностранной валюты по бюджетному правилу в зависимости от изменения курса рубля, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

«Мы никак объемы закупок менять не собираемся. Встает часто этот вопрос, что если курс куда-то двинется, мы можем начать менять объемы закупок. У нас эти закупки никак не связаны с тем, что мы хотим влиять на курс рубля», – указала Набиуллина (цитаты по «Интерфаксу»).

«Есть только единственный случай, когда мы можем приостановить все закупки (и регулярные, и отложенные) – если возникнут риски финансовой стабильности. Как мы приостанавливали закупки в прошлом году. Только в случаях финансовой стабильности, это никак не связано с уровнем курса рубля», – подчеркнула она.

Минфин формирует план закупок иностранной валюты исходя из суммы ожидаемого размера дополнительных нефтегазовых доходов на текущий месяц и разницы между фактически полученными и прогнозными доходами за предыдущий месяц. Валюта приобретается в течение месяца в будние дни на бирже примерно равными частями. В то же время, как видно из данных ЦБ, иногда дневные закупки могут отличаться. Например, в один из январских дней регулятор сократил суточные закупки в два раза.

С 15 января 2019 г. ЦБ возобновил регулярные закупки валюты для Минфина на внутреннем рынке. Он не проводил их с конца августа 2018 г. из-за возросшей рыночной волатильности. В течение этого периода Минфин продолжал приобретать валюту на дополнительные доходы от нефти, но не на бирже, а напрямую у ЦБ. Регулятор, в свою очередь, не продавал вырученные рубли на внутреннем рынке, предполагая наверстать закупки позднее.

К отложенным закупкам валюты на бирже ЦБ приступил с 1 февраля. Всего регулятору предстоит дополнительно приобрести валюту сверх регулярного плана на 2,1 трлн руб. Отложенные закупки предполагается плавно растянуть на период до конца 2021 г., тратя ежедневно по 2,8 млрд руб.

Набиуллина повторила, что регулятор не видит рисков для курса рубля в связи с реализацией отложенных закупок, поскольку о решении возобновить интервенции было объявлено заранее.