Правительство откажется от антикризисной программы

Правительство решило отказаться в следующем году от масштабной антикризисной программы. Ее остатки в бюджете-2010 превратятся в «иные расходы». То, что в 2009 г. считалось борьбой с кризисом, в 2010 г. станет повседневностью, объясняют чиновники
Кризис въедет в 2010 г., но бороться с ним не будут/ Д.Гришкин

Проект бюджета-2010 Минфин внес в правительство в понедельник. Сегодня его представят премьеру Владимиру Путину на комиссии по бюджетным проектировкам, а в четверг вынесут на заседание правительства.

Согласно расчетам Минфина (материалы есть у «Ведомостей») расходы бюджета в 2010 г. вырастут всего на 52,7 млрд руб. (к уровню этого года) – до 9,82 трлн руб. Доходы составят 6,64 трлн руб., дефицит бюджета – 3,19 трлн руб. Почти такими же эти показатели были и в 2009 г. Резервный фонд в следующем году потратят практически полностью, и государство начнет активно занимать – размер чистых рыночных заимствований в 2010 г. составит 1,13 трлн руб. «Бюджет должен быть консервативным, реальным и не создавать замки из песка. Если у нас появятся деньги, мы найдем, куда их вложить», – посоветовал вчера министру финансов Алексею Кудрину президент Дмитрий Медведев (цитата по ИТАР-ТАСС).

Правительство откажется от формулировки «антикризисные меры», использованной при подготовке действующего бюджета. Расходы 2009 г. Минфин делит на пять составляющих: обслуживание госдолга (235,1 млрд руб.), трансферты Пенсионному фонду (1,9 трлн руб.), социальные обязательства (3,5 трлн руб.), антикризисный резерв (907,5 млрд руб.) и иные обязательства (3,3 трлн руб.).

Бюджетные траты на антикризисные меры в 2009 г. Минфин оценивает в 9,3% от всего объема расходов (см. врез). В следующем году антикризисного задела в бюджете уже не будет, говорит чиновник ведомства финансово-экономического блока. Запланированный остаток антикризисных средств 2009 г. (0,8% всех трат казны в 2010 г.) отнесен к «иным расходам». В этот раздел включены также затраты на подготовку к Олимпиаде, проведение саммита АТЭС, финансирование ФЦП, оборону и другое обеспечение деятельности, указывает Минфин в материалах.

На самом деле расходы бюджета на антикризисные меры в 2010 г. не снизятся, объясняет чиновник аппарата правительства: «Просто в 2009 г. эти траты были выделены по отношению к штатным расходам, теперь антикризисная поддержка ушла внутрь бюджета – в обычные статьи». «Кризис становится повседневностью, выделять борьбу с ним в отдельную строку уже нет смысла», – добавляет другой чиновник правительства.

Отказавшись от анонсирования очередного антикризисного пакета, государство, видимо, готово сигнализировать, что кризис заканчивается, замечает партнер ФБК Игорь Николаев. Недавно Минэкономразвития сообщило, что экономика в июне выросла на 0,1%, напоминает он.

«Антикризисные меры 2009 г. направлены прежде всего на поддержку банковской системы и реального сектора, кому и куда эти деньги уходят, обычному человеку далеко не всегда понятно», – говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Бюджетная политика 2010 г. – с явным социальным уклоном, продолжает она: выполнение социальных обязательств перед населением названо главным приоритетом. Относить эти меры к антикризисным вовсе не обязательно, учитывая, что кризис оказался затяжным и бороться с ним пакетными мерами не получается. «Каждый рубль, выданный пенсионеру, – это рост потребления, так что такой подход может оказаться более эффективным, чем нынешний», – отмечает она.

«Разрекламированный механизм госгарантий, через который реальный сектор рассчитывал получить хоть какие-то деньги, так и не заработал, надежды, конечно, не теряем, но ожидание затянулось на неприличный срок, – сетует сотрудник одного из системообразующих предприятий. – Иногда кажется, что, может, ничего уже и не достанется, по крайней мере в этом году».

Бюджет-2010 уже имеет политическую окраску, замечает Цепляева, и эта тенденция продолжится: в 2011 г. грядут парламентские выборы, в 2012 г. – президентские. Практика показывает, что в такие годы расходы не сокращаются и все более ориентированы «на электорат», отмечает она. Поэтому вполне объясним отказ от малопонятного населению антикризисного пакета в пользу популистских высказываний о социальных приоритетах, заключает Цепляева.