Мособлбанк делает из вкладчиков акционеров

Необычные подарки дарит Мособлбанк вкладчикам – по 10 собственных акций каждому. Широкий жест объясняется просто: ЦБ ограничил прием вкладов в банк от граждан, но не от акционеров
А.Махонин

В ноябре московское территориальное управление ЦБ выдало Мособлбанку предписание, ограничивающее на шесть месяцев прием вкладов от граждан – не акционеров банка. А из приказа (есть у «Ведомостей») председателя правления Мособлбанка Виктора Янина следует, что ограничения также распространяются на открытие счетов физлицам и продажу им векселей и сберегательных сертификатов – все эти операции ограничены остатком на счете клиента к 11 ноября. В приказе также говорится, что Мособлбанку запрещено открывать филиалы и объединяться с банком «Республиканский» (идет с осени 2009 г.).

С 10 ноября действует предписание, ограничивающее прием вкладов Мособлбанком, подтвердил человек, близкий к ЦБ. Не стал это опровергать и сотрудник банка, но сообщил, что объединение с банком «Республиканский» откладывается, поскольку там идет проверка ЦБ.

И вклады Мособлбанк продолжает принимать. Сотрудник отделения на Шаболовке Роман объяснил, что для этого каждому вкладчику банк дарит 10 акций номиналом рубль: «Раньше эта акция распространялась только на действующих вкладчиков, а теперь – на всех». Акции Мособлбанка нигде не котируются, а каковы дивиденды, Роман рассказать не смог.

На форуме banki.ru вкладчик Мособлбанка сообщил, что акционер, который дарит акции, – Национальный фонд св. Трифона, председатель попечительского совета которого – основной акционер банка Анджей Мальчевский.

В ответ представитель банка разъяснил, что фонд получил акции от Мальчевского 29 ноября, а их раздача – благотворительная акция.

В попечительский совет Фонда св. Трифона входит помимо Мальчевского президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Он признался «Ведомостям», что ему ничего не известно о благотворительной акции фонда и его присутствии в числе акционеров банка. Он пообещал уточнить этот вопрос, однако к телефону больше не подходил.

Это могло бы показаться маркетинговым ходом, если бы не выглядело как операция прикрытия, говорит партнер ФБК Алексей Терехов: в 1990-е гг. такое практиковалось, чтобы избежать резервирования привлеченных средств в ЦБ. Если банк хочет показать свою открытость, пусть опубликует на сайте предписание ЦБ, чтобы вкладчики знали о рисках, предлагает он.

Схема, позволяющая изящно обойти запрет регулятора, вне всякого сомнения, войдет в анналы банковского дела, соглашается аналитик БКФ-банка Максим Осадчий.

На запрос «Ведомостей», отправленный неделю назад, пресс-служба Мособлбанка не ответила. И председатель совета директоров банка Геннадий Селезнев не смог ответить на вопросы «Ведомостей» – сказал, что находится в Крыму в командировке.

Зампред ЦБ Алексей Симановский от комментариев отказался, а за информацию об акциях поблагодарил. У ЦБ были вопросы к Мособлбанку, но банк всегда шел на диалог и требования регулятора выполнял, сказал близкий к ЦБ человек.