Почти 20% госрасходов 2013 г. под вопросом

Правительство готовит бюджет 2013 г. к экономическому кризису. Из каждых 100 руб. госрасходов почти 4 руб. резервируется на антикризисные меры, а еще порядка 15 руб. может быть заморожено
Е.Разумный для Ведомостей

Россия немедленно, а не с 2015 г. переходит к достаточно жесткому бюджетному правилу, формируя доходы, исходя из средней цены нефти за предыдущие пять лет – для бюджета-2013 это $90 за баррель, как и сказал Шувалов. Тогда доходы федерального бюджета могут быть примерно на 2 трлн руб. меньше, чем в 2012 г., или сократиться номинально на 16%, подсчитал главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Расходы возросли из-за предвыборных обещаний президента: их выполнение, по оценкам Центра развития Высшей школы экономики, обойдется в дополнительные 1,6–1,8% ВВП в год, по оценкам Минфина – в 2% ВВП.

Опасность очевидна: падение спроса и цен на нашу продукцию, как мы уже видели в 2008 г.», – заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью The Wall Street Journal. Минфин готовит необходимые меры, чтобы быстро отреагировать в случае ухудшения ситуации, заявил министр финансов Антон Силуанов.

Для антикризисных мер в 2013 г. будет зарезервировано 500 млрд руб., сообщил Силуанов, эти средства пойдут на поддержку населения и системообразующих предприятий. Часть расходов будет отложена и совершена, только если появятся дополнительные доходы. В «лист ожидания», по словам Шувалова, попадет от 1,5 до более 3% ВВП расходов. Таким образом, правительство готовится заморозить порядка 1,4–2,5 трлн руб., включая антикризисный пакет. Это примерно 18% запланированных в трехлетнем бюджете расходов 2013 г. (13,7 трлн руб.).

Правительство давно сделало выводы из прошлого кризиса: главная проблема была в том, что тратилось слишком много времени на принятие необходимых нормативных документов и согласование антикризисных мер, напомнил Силуанов. С тех пор ежегодно в бюджете резервировались средства на антикризисные меры. В бюджете-2012 их было 200 млрд руб., пока деньги не пригодились. «Морозили, но по прошествии квартала платежи восстановили», – рассказал высокопоставленный чиновник Минфина. Еще в мае парламент принял поправки в бюджет-2012, исходя из повышения прогноза среднегодовой цены барреля нефти до $115 с прежних $100. Но из-за долгового кризиса в Европе ситуация стала ухудшаться, цены на нефть пошли вниз (см. врез). Вчера баррель российской Urals стоил $93,7 – на 26% меньше мартовского пика. Пока ситуация не выглядит столь драматичной, считает Шувалов, но надо быть готовым к вероятным шокам.

Выполнимость социальных обещаний президента Силуанов под сомнение не ставит, но делать это придется за счет других, менее приоритетных расходов, сказал он в интервью Financial Times, к таковым может быть отнесена и госпрограмма вооружений, из-за критики которой лишился поста его предшественник Алексей Кудрин. Финансировать расходы за счет роста госдолга Минфин не намерен: планировавшийся ранее дефицит в 1,6% ВВП в 2013 г. меняться не будет, сказал Силуанов.

За всем этим стоит тень 2009 г. – правительство резервирует условно утвержденные расходы, антикризисный пакет, пытается не брать в долг и не распечатывать резервный фонд, формально планирует дефицит, а в реальности стремится к профициту, рассуждает Тихомиров. Под нож пойдут не политически острые статьи расходов, а прежде всего инвестиции, а значит, для экономики эффект будет отрицательный, учитывая вялую частную инвестактивность. Но при кризисном сценарии не исключено, что экономика, пройдя через снижение цен на нефть и ослабление курса, т. е. снижение издержек, в итоге сможет показать более высокий рост, чем даже при $115 за баррель, предполагает Тихомиров. Тогда номинальные доходы бюджета могут остаться на уровне 2012 г. и к значительному сокращению расходов прибегать не придется.

Пока Минфин не занимается составлением «листа ожидания», говорит сотрудник министерства: не готов сам бюджет, поэтому о выделении какой-то его части пока речи не идет. Не совсем ясно, как этот лист ожидания будет оформляться, надо будет зафиксировать какую-то поправку к бюджету. 3% ВВП – очень большая сумма, считает высокопоставленный чиновник Минфина, были договоренности о 500 млрд руб. Скорее всего «лишние расходы» будут вычисляться на совещаниях по бюджетным разногласиям, думает сотрудник Минфина: «Хотелки будут ставить на «лист ожидания». Эта практика не совсем правильная, считает он: будут формироваться надежды, лучше сразу говорить «нет».