Статья опубликована в № 3352 от 27.05.2013 под заголовком: План ФСФР: отказать и аннулировать

ФСФР выставила своим подразделениям план по штрафам

Как стало известно «Ведомостям», ФСФР устанавливает планы по штрафам и отозванным лицензиям на год вперед
Руководитель ФСФР Дмитрий Панкин должен знать о достижениях службы наперед
Д. Абрамов / Ведомости

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) спускает своим территориальным управлениям годовой план по всем видам деятельности – от регистрации выпусков ценных бумаг до информирования граждан о возможностях и рисках инвестирования. Это следует из приказа службы (копия есть у «Ведомостей»). Для каждого направления установлен показатель; у каждого федерального округа – свой план.

В 2013 г. все территориальные управления должны зарегистрировать 6226 выпусков ценных бумаг, 3254 из них – в Центральном федеральном округе. Есть план и по отказам: 728 отказов в регистрации выпуска и один – в регистрации проспекта ценных бумаг, он ожидается в Приволжском федеральном округе. 46 выпусков должны быть признаны несостоявшимися.

ФСФР указывает, сколько нужно провести плановых проверок (есть и графа «Внеплановые проверки», но в ней нули), сколько выдать предписаний об устранении нарушений и сколько приостановить или аннулировать лицензий. Составлен план по наложенным (816,5 млн руб.) и уплаченным (461 млн) штрафам, причем в Центральном, Южном, Приволжском федеральных округах и Волго-Камском регионе штрафов не ожидается.

Жалоб и обращений ФСФР не прогнозирует: в плане ноль по всем округам и видам деятельности.

Так ФСФР планирует поступления от штрафов и пошлин в бюджет, объяснил представитель службы, практика существует уже давно. Но все это не носит обязательного характера, наказывать за невыполнение плана не будут. Планирование нужно и для повышения эффективности работы, продолжает представитель ФСФР: «Мы видим по результатам прошлого года, что возросла активность в одном теруправлении, а в другом – снизилась, это повод перераспределить численность между ними». Если где-то резкие изменения – сильно снизилось или выросло число отказов, – это повод проверить теруправление на коррупцию, заключает он.

«Чудно! При мне такого не было, – удивляется председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. – Когда я возглавлял ФСФР (в 2004–2007 гг. – «Ведомости»), мы тоже планировали, сколько бюджет получит от штрафов и от пошлин за регистрацию эмиссии».

Но речь шла именно о том, что приносит доход, настаивает он, отзыв лицензии или отказ от регистрации эмиссии отношения к этому не имеет.

Служба таким образом может оценивать эффективность, чтобы планировать штат, допускает Вьюгин.

Обычно Минфин запрашивает предполагаемые доходы и расходы, когда готовит бюджет, говорит человек, близкий к ЦБ, но эти показатели не становятся планом действий и не обязательны для исполнения. О планах регистрации эмиссий и отказов в них собеседник «Ведомостей» слышит впервые: «Такого точно в ЦБ нет».

«Остается надеяться, что аналогичных планов нет в других ведомствах, кроме разве что у силовиков», – вздыхает федеральный чиновник финансово-экономического блока. Могут устанавливаться приблизительные ориентиры и планки, заранее обсуждается, какие компании предстоит проверить, продолжает он, но, как правило, это фиксируется в протоколах внутренних совещаний и не превращается в разнарядку.

ФСФР просто очень рьяно взялась повышать эффективность работы госслужащих, иронизирует чиновник одного из федеральных ведомств. В конце прошлого года правительство обязало руководителей федеральных служб и ведомств утвердить ключевые показатели эффективности (KPI) в части улучшения условий для ведения бизнеса. По указу президента Владимира Путина контролируются те направления, где позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business наиболее низкие и для которых подготовлены «дорожные карты» реформ Агентства стратегических инициатив: таможенное и налоговое администрирование, разрешения на строительство, подключение к сетям, повышение доступности банковских кредитов, защита прав инвесторов, а также развитие конкуренции. Согласно методике, утвержденной правительством, в основном чиновникам следует ориентироваться на те же показатели, которые оценивают специалисты Всемирного банка при составлении рейтинга Doing Business. «Мы пытаемся привести работу в соответствие с постановлением правительства, выбирая те показатели, которые помогают эффективно перераспределить сотрудников и исключить коррупционную составляющую», – признает представитель ФСФР.

У налоговой службы есть только один план по сбору налогов – тот, который зафиксирован в бюджете и рассчитан в том числе на основе экономического прогноза, рассказывает замруководителя ФНС Даниил Егоров, а плана по штрафам и по числу проверок не существует. Но есть показатели эффективности проверок: насколько правильно была выбрана проверяемая компания, как анализировалась ее деятельность, как проверяющие собирали доказательства, продолжает он. Егоров объясняет, почему иногда инспектор любой ценой пытается что-то доначислить: если проверка оказалась «холостой», руководство будет разбираться, был ли некачественно проведен предпроверочный анализ или плохо поработал инспектор.

У Федеральной антимонопольной службы (ФАС) оценивается доля отмененных решений суда из всех обжалованных, процент устраненных нарушений, учитываются данные опросов бизнеса о состоянии конкуренции. Целевые показатели есть и у центрального аппарата ФАС, и у территориальных управлений, рассказывает начальник аналитического управления Алексей Сушкевич, по этим показателям правительство будет оценивать работу руководителя службы. Санкций для тех, кто не выполняет план, нет, заверяет Сушкевич: «Если у территориального управления очень низкие показатели, оно должно стать объектом заботы, а не наказания».

«Конечно, у нас плохая наследственность, но такие планы, как у ФСФР, из разряда крайностей», – говорит партнер ФБК Игорь Николаев. В работе чиновников много неизбежной рутины, но деятельность нужно планировать, не только рассчитывая количество актов и проверок, но и исходя из долгосрочных целей, уверен он: в случае с ФСФР это уровень развития инфраструктуры финансового рынка.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать