Перспективы модернизации выглядят сомнительно, пока государство продолжает откладывать реформы

Ответом государства на замедление экономики пока является усиление его собственной роли в ней

Тема модернизации российской промышленности, уже, казалось, изрядно подзабытая в последнее время, приобрела второе дыхание в ходе Петербургского экономического форума, прошедшего в последней декаде мая. Невозможно отрицать, что отечественная промышленность зачастую работает на морально и физически устаревшем оборудовании, что самым непосредственным образом сказывается на качестве и конкурентоспособности многих наших товаров. Вопрос не в этом, а в том, каким образом стимулировать инвестиции в новое оборудование, технологии, а также в повышение квалификации и переобучение рабочих, необходимые для работы на новых высокопроизводительных рабочих местах.

Общие направления решения проблем, связанных с недостаточным ростом инвестиций и буксующей модернизацией промышленности, были в общих чертах озвучены на форуме. В целом, речь шла о мерах государственной поддержки инвестиций в промышленность, налоговых льготах для создаваемых с нуля предприятий и дополнительных налогах на предприятия, использующие устаревшие производственные фонды и технологии. При этом одной из ключевых мер поддержки была заявлена необходимость длинных и дешевых кредитов для промышленности, которые должны выдаваться под инвестиции в конкретные проекты.

Наверное, можно понять государство, которое, похоже, устало ждать, когда модернизация произойдет за счет работы рыночных механизмов и на средства частных инвесторов. Инвесторы - люди нервные, они боятся то кризисов, то санкций, то неопределенности перспектив российской экономики. Тем более что торможение роста инвестиций в последнее время отчасти связано с завершением крупных государственных строек и решениями по ограничению роста тарифов естественных монополий. Вопрос в другом: сможет ли государство провести модернизацию промышленности за счет предложенных механизмов?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, оценить масштаб необходимых вложений. Согласно данным Росстата, доля инвестиций в ВВП выросла с 15,9% в 2000 г. до максимума в 21,8% в 2008 г., а затем стабилизировалась на уровне около 20% ВВП. Экспертные оценки, в частности расчеты Минэкономразвития, свидетельствуют о том, что для модернизации промышленности и выхода на годовые темпы роста экономики в 5-6%, доля инвестиций должна вырасти до 27-30% ВВП и оставаться на этом уровне в течение 15-25 лет. В денежном выражении прибавка в 7-10% ВВП (по сравнению с 20% ВВП сейчас) тянет на 5-7 трлн руб. ежегодно (в ценах этого года); приведенная дисконтированная стоимость этого денежного потока составляет 45-60 трлн рублей. Несмотря на астрономический масштаб, эта цифра не представляется мне чрезмерной; в конце концов, государство оценило программу перевооружения российской армии в 20 трлн рублей, а здесь речь идет о еще более масштабном проекте.

Говоря об источниках финансирования, необходимо сразу отметить, что в бюджете таких денег нет и не будет даже при самой благоприятной внешней конъюнктуре. Имеющиеся у государства резервы, хотя и могут быть направлены на реализацию ряда крупных проектов, недостаточны для полномасштабной модернизации промышленности. Никакие иностранные инвесторы таких денег нам тоже не принесут, даже если нам удастся воодушевить их перспективами российской экономики. Прямые иностранные инвестиции в российский нефинансовый сектор, по данным платежного баланса, составили в прошлом году $70,1 млрд, а прямые российские инвестиции в нефинансовый сектор иностранных государств - $93,6 млрд; так что пока баланс получается не в нашу пользу, и кардинально изменить его будет непросто.

Финансирование масштабной модернизации за счет длинных и дешевых кредитов в десятки триллионов рублей фактически означает включение печатного станка, поскольку российская банковская система не располагает таким объемом средств и не сможет привлечь его внутри страны. Не смогут банки занять столько и за рубежом, в том числе и по причине известных политических событий. Единственный источник - это рефинансирование в ЦБ, которое уже вплотную приближается к 5 трлн руб. Однако и эта весьма немаленькая сумма блекнет перед теми объемами, которые потребуются для проведения масштабной модернизации. В результате, нам будет обеспечен резкий скачок инфляции, что приведет к значительному росту процентных ставок по коммерческим кредитам. Таким образом, первоначальный рывок через некоторое время может смениться сжатием частных инвестиций, падением реальных доходов населения и стагнацией в экономике. Хотя, надо признать, что кредитование промышленности в ограниченных объемах может слегка поддержать экономику. Для этого ЦБ стоит временно снизить ставки по операциям предоставления ликвидности и параллельно договориться с банками о соразмерном снижении ставок для конечных заемщиков.

В этих условиях у государства есть два возможных пути. Первый связан с усилением роли государства в экономике и ставкой на административно-командные методы. Это означает фактический отказ от приватизации, рост инвестиций в мегапроекты, создание преференций для госкорпораций (предоставление дешевого фондирования, налоговые льготы, доступ к природным ресурсам и транспортной инфраструктуре и др.) Такой путь чреват падением эффективности в экономике, низкими темпами роста и, как следствие, провалом программы модернизации. Кроме того, рост инвестиций на 7-10% ВВП административными методами приведет к соразмерному снижению частного потребления; иными словами, большинству граждан придется затянуть пояса ради «светлого будущего». Все это навевает стойкие ассоциации с советской экономикой 70-80-х гг. прошлого века. Я надеюсь, что, в конечном итоге, государство не пойдет по этому пути.

Другой путь подразумевает ставку на рыночные механизмы и предполагает проведение глубоких реформ, направленных на улучшение делового и инвестиционного климата, дальнейшую борьбу с коррупцией, проведение масштабной приватизации. Об этом много говорилось с разных трибун; в частности, многие из необходимых мер содержатся в небезызвестной «Стратегии-2020». Справедливости ради надо отметить, что государство ведет работу по ряду направлений - прежде всего, это дорожные карты в рамках Национальной предпринимательской инициативы, а также новая Федеральная контрактная система, которая хоть и унаследовала ряд недостатков старого закона о госзакупках, все же предоставила ряд новых возможностей, в том числе в части обеспечения общественного контроля. Однако предпринимаемых усилий пока недостаточно, а ответом государства на замедление экономики пока является усиление его собственной роли в ней. В частности, предложение увеличить налоговую нагрузку для предприятий, использующих устаревшие технологии и оборудование, и соответствующая государственная оценка производственных фондов и рабочих мест - еще один шаг в этом направлении. Поэтому до тех пор, пока государство продолжает откладывать необходимые реформы, перспективы модернизации российской экономики выглядят довольно туманно.

Автор - главный экономист ИК «Уралсиб кэпитал»