Финансы
Бесплатный
Михаил Оверченко

Zurich Insurance спишет $300 млн в результате продажи российского розничного бизнеса группе «Олма»

Семь лет назад швейцарская компания хотела войти в пятерку крупнейших страховщиков в России, но ее ожидания не оправдались
Gianluca Colla / Bloomberg

Страховая компания Zurich Insurance Group сегодня подписала соглашение о продаже розничного бизнеса сегмента общего страхования в России группе «Олма». По результатам сделки швейцарская компания зафиксирует убыток примерно в $300 млн.

Розничный портфель СК «Цюрих» состоит примерно из 1,2 млн полисов общей суммой валовой премии в 7,1 млрд руб. за год (около $220 млн) в 2013 г., говорится в сообщении компании. Ожидается, что сделка будет закрыта в III квартале 2014 г.

За свой российский розничный бизнес Zurich выручила 1 млрд руб. (около $30 млн). При этом компания переоценила инвестиции в него с 2007 г., когда она купила страховую компанию “Наста”, главным образом в связи с падением курса рубля к доллару, и получила убыток от курсовой разницы в $265 млн. Пока это нереализованный убыток, он будет уточнен и учтен при закрытии сделки. В Zurich ожидают, что в результате совокупный убыток, который отразится на показателе чистой прибыли, составит около $300 млн.

Zurich купила 66% «Насты» у бизнесмена Михаила Николаева в 2007 г., годом позже выкупила остальную треть, и вся компания обошлась швейцарцам в $465 млн. Нынешнее списание - не первое, которое им приходится делать по результатам работы российской “дочки”. Так, в 2010 г. Zurich признала, что ее оценка российского страхового рынка оказалась слишком оптимистичной. Снижение прогноза прибыли российской «дочки», прежде всего из-за сокращения автомобильного рынка и, соответственно, бизнеса в области автострахования, привело к списанию $104 млн и падению прибыли головной компании.

«У нас агрессивные и амбициозные цели по развитию бизнеса в России, - говорил “Ведомостям” тогдашний гендиректор Zurich Джеймс Широ в 2008 г. - Я хочу, чтобы наша компания входила в первую пятерку страховщиков по собираемой премии [в последующие 5-10 лет], но задача роста ради самого роста не стоит». Четырьмя годами позже его преемник на этом посту Мартин Сенн в разговоре с «Ведомостями» признал, что доля Zurich на российском рынке «безусловно, не самая значительная», в том числе из-за того, что экономический кризис сильно повлиял на развитие бизнеса, но добавил: «Мы вполне можем добиться более высокой позиции».

По данным Центробанка, который в прошлом году в качестве мегарегулятора стал курировать страховую отрасль, СК «Цюрих» в 2013 г. продала страховых полисов на общую сумму 8,7 млрд руб. (20-е место среди страховых групп и компаний в России).

В декабре прошлого года Zurich представила стратегию по реорганизации своих операций в ближайшие три года. Компания намерена сконцентрироваться на предоставлении услуг по всему миру транснациональным компаниям, т. к. в этом секторе она имеет сильные позиции, и покинуть сектора, где ее показатели хуже плановых. Продажа розничного бизнеса в России как раз проводится в рамках реализации этой стратегии, заявил Майк Кернер, генеральный директор подразделения общего страхования Zurich: «Объявляя результаты за 2013 г., мы сказали, что российский розничный бизнес развивался хуже наших ожиданий и что мы будем рассматривать различные варианты для него».

Zurich продолжит работать с крупными российскими и международными корпорациями в России, в том числе в сфере страхования энергетики и финансовых рисков, говорится в сообщении компании.

В 2013 г. Россию покинул другой крупный европейский страховщик: структуры пенсионного фонда РЖД «Благосостояние» купили российскую «дочку» британской Aviva, начавшую работать в 2005 г., за $45,5 млн.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать