Финансы
Бесплатный
Юлия Орлова
Статья опубликована в № 3642 от 31.07.2014 под заголовком: Биржа устроила брокерам сиесту

Биржа объяснила причину сбоя

Московская биржа вчера останавливала торговлю акциями почти на два часа. Это пятый сбой с начала года

О приостановке торгов на фондовом рынке (торгуются акции, облигации, паевые инвестиционные фонды) биржа сообщила в 16.01 мск, не объяснив причину. Торги возобновились спустя два часа. Из-за сбоя были сдвинуты и расчеты по сделкам.

Проблемы возникли с программным обеспечением, а не с железом, сказал «Ведомостям» первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Главная задача - запустить торги, разбираться с причинами будем позднее», - заявил он, когда торги еще не были возобновлены.

Сбой пришелся на активный день: объем торгов на фондовом рынке составил 502,4 млрд руб., к моменту приостановки индексы ММВБ и РТС прибавляли 1,5 и 1,8%. После возобновления торгов они снизились на 0,6% от значений на момент приостановки торгов.

Это пятый сбой на бирже в этом году. В прошлом месяце торги акциями останавливались на час из-за ошибки в системе распространения информации при обработке отчетов (11 июня), 26 июня в течение 12 минут «отсутствовала связь отдельных участников срочного рынка с торговой системой» из-за некорректной работы одного из серверов, а 17 июня были задержаны расчеты в промежуточную клиринговую сессию фондового рынка.

Такого масштабного сбоя, как вчера, на фондовом рынке не было с апреля 2012 г. Тогда биржа признала ситуацию чрезвычайной, а торги приостанавливались почти на 4 часа. Позже выяснилось, что сгорело железо.

«Ошибка случилась при обработке транзакции, связанной с переводом средств с одного счета на другой: [на счете] не было достаточно средств, и заявка была отвергнута, система должна была вернуться в обратное состояние, но произошла ошибка, - рассказал «Ведомостям» управляющий директор по информационным технологиям Московской биржи Сергей Поляков. - Разошлись данные между центральной системой и ее периферийными компонентами. Торговая система остановилась. Во время клиринга проходит много транзакций подобного типа, поэтому необходимо было перезапустить систему, некоторые транзакции проверялись и выполнялись вручную, чтобы минимизировать риск ошибки».

Участники рынка, похоже, уже привыкли к проблемам - во всяком случае, брокеры не заметили нервозности среди клиентов. «Спокойно уточняли, что произошло», - говорит Валерия Авксентьева из БД «Открытие», посетовав, что не работала система внутреннего оповещения, которая позволяет оперативно узнавать о сбоях и предупреждать клиентов. «Такого длительного сбоя давно не было, и обычно биржа дает прогноз, когда начнет торги, называет возможные причины сбоя, но в этот раз был информационный вакуум, и это вызывало дополнительное недовольство у клиентов», - говорит гендиректор «Алор+» Александр Лужбин. «Технические сбои на бирже бывали и раньше, клиенты к этому относятся с пониманием. Жалоб от них пока нет», - сказал управляющий БК БКС Андрей Алетдинов.

Свои эмоции трейдеры выплескивали в соцсетях. Один из них писал в Facebook, что у него неправильно отображалась сумма на счете, его робот пытался закрыть позицию, но заявки отклонялись, потом оказалось, что все заявки удовлетворены, и у него образовалась незапланированная позиция.

От подобных ошибок не застрахована ни одна биржа, говорит Поляков: «Планируем увеличить объем и глубину тестирования и в количественном, и в качественном отношении до конца года».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать