Статья опубликована в № 4263 от 15.02.2017 под заголовком: ОСАГО без комиссии

Натуральное возмещение в ОСАГО не коснется инвалидов I и II групп

Эта категория граждан сможет получить денежную выплату

Депутаты доработали поправки к закону об ОСАГО и определили перечень случаев, когда потерпевшему в ДТП полагается выплата деньгами, а не восстановительный ремонт.

Страховщик должен выплатить деньги, если ДТП повлекло за собой смерть владельца авто либо если его здоровью был нанесен вред – тяжкий или средней тяжести. Кроме того, автовладельцы с инвалидностью I или II группы в случае ДТП смогут не ремонтировать автомобиль по ОСАГО, а получать возмещение деньгами. Соответствующее положение рабочая группа при комитете Госдумы по финансовому рынку внесла в проект поправок к закону об автогражданке. «Ведомости» ознакомились с документом, его содержание подтвердил председатель комитета Анатолий Аксаков.

Но претендовать на денежную выплату автовладельцы с инвалидностью смогут лишь раз в три года, отмечается в документе: если они будут попадать в ДТП чаще – возмещение будет натуральным.

Поизносились

Конституционный суд через месяц решит, должны ли виновники ДТП компенсировать пострадавшим разницу между выплатами по ОСАГО, которые рассчитываются с учетом износа деталей, и реальной стоимостью ремонта. Поводом для проверки соответствующих положений Гражданского кодекса стали жалобы четверых жителей Краснодарского края, которые получили страховые выплаты на ремонт своих автомобилей по ОСАГО, но пытались в судебном порядке дополнительно взыскать с виновников аварий недостающие суммы. Краснодарский краевой суд отказал им, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса и разъяснения Верховного суда, который считает: потерпевший может требовать от причинителя вреда лишь сумму ущерба с учетом износа подлежащих замене деталей. Но такой подход не устроил автовладельцев. Их позиция нашла неожиданную поддержку у представителей правительства и президента.

Создавать при Российском союзе автостраховщиков (РСА) комиссию, которая рассматривала бы обращения автовладельцев с «тяжелыми жизненными обстоятельствами», более не планируется: это положение удалено из документа. Изначально создать такую комиссию предлагал ЦБ, а РСА неоднократно оспаривал необходимость ее создания. В доработанном документе представлен исчерпывающий список случаев, когда потерпевшему положена денежная выплата, поэтому вопрос о ней отпал сам собой, пояснил Аксаков. Представитель ЦБ не смог оперативно предоставить комментариев.

Остальные случаи, предусматривающие денежную выплату, остались неизменными. Так, выплату в кассе страховщика или на банковскую карту можно получить, если страховая компания не смогла предложить СТО, соответствующую установленным требованиям (готова отремонтировать автомобиль не более чем за 30 дней, находится максимум в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего, а если автомобиль моложе двух лет – имеет соответствующую лицензию), и владелец авто не хочет ремонтировать автомобиль на альтернативной станции. Также деньги можно получить, если автомобиль не подлежит восстановлению или стоимость его ремонта превышает страховую сумму либо максимальную выплату по европротоколу, а доплатить автовладелец не согласен. Кроме того, автовладелец может заключить со страховщиком письменное соглашение, которое предусмотрит выплату деньгами.

«Комиссия РСА была бы страшной вещью с точки зрения занятости людей – слава Богу, до этого не дошло», – рассуждает президент РСА Игорь Юргенс. Чтобы успеть за требуемые 20 дней собрать необходимые справки, определить, что обстоятельства действительно тяжелые, потребовалось бы увеличить штат союза, замечает он.

«Четко прописанные случаи, когда денежная выплата возможна по желанию страхователя, наверное, благо. Если машина человеку не нужна из-за того, что нанесен тяжкий вред здоровью, то ремонтировать ее нет смысла», – считает гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. Поправки разумны, убежден заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин, было непонятно, как описывать «тяжелые жизненные обстоятельства», а их заменили тем, что уже есть в сложившейся законодательной практике.