Заявление Набиуллиной помешало Минфину привлечь 15 млрд рублей

Аукцион по размещению ОФЗ признан несостоявшимся
Центробанк (председатель Эльвира Набиуллина слева) и Минфин (справа министр Антон Силуанов) временно ушли с рынка/ Евгений Разумный / Ведомости

Минфин 5 сентября не смог разместить ОФЗ на 15 млрд руб. с погашением в 2024 г. Он признал аукцион несостоявшимся «из-за волатильности на финансовом рынке», говорится в сообщении ведомства.

Эта волатильность в последнее время несколько раз срывала планы Минфина. 22 августа он не стал даже объявлять аукцион по размещению ОФЗ – опять же из-за волатильности, вызванной новыми санкциями. На прошлой неделе он привлек 88% от планируемых 15 млрд руб. под 8,25% годовых. Санкции и раньше вынуждали Минфин отказываться от аукционов: в апреле министерство брало двухнедельную паузу, пока рынок успокаивался после введения очередных санкций.

Решение Минфина не продавать ОФЗ выглядит разумно в условиях изменившейся конъюнктуры и роста доходностей, поддерживает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Накануне председатель ЦБ Эльвира Набиуллина впервые заявила о появлении факторов в пользу повышения ключевой ставки. Рынок отреагировал очередным ростом ставок: доходность 10-летних ОФЗ в среду достигла 8,9% годовых – впервые с ноября 2016 г.

Слова Набиуллиной развеяли надежды на снижение ключевой ставки и посеяли опасения того, что ее, наоборот, могут повысить, говорит старший аналитик «Атона» по макроэкономике и долговым рынкам Яков Яковлев. После того как глава ЦБ сообщила о предпосылках для повышения ставки, инвесторы не рискуют покупать средне- и тем более долгосрочные ОФЗ, согласен старший персональный брокер «БКС брокера» Сергей Кучин.

Маловероятно, что ЦБ повысит ключевую ставку раньше II квартала 2019 г., сомневается Орлова. Несмотря на волнения рынка, говорит она, все еще остается запас низкой инфляции (в августе – 3,1% в годовом выражении при цели ЦБ в 4%), поэтому оснований для повышения ставки нет. Даже если ставку пока не будут повышать, указывает Яковлев, заявление Набиуллиной говорит о возможном ужесточении риторики ЦБ, что и подстегивает доходность ОФЗ.

При этом Минфин оказался не готов дать инвесторам премию ко вторичному рынку, сетует Кучин. Министерство, вероятно, оценило размер заявок и цены и решило отказаться от размещения, говорит портфельный управляющий УК «Райффайзен капитал» Константин Артемов: это лучше, чем проводить еще одно неудачное размещение или же давать неоправданно высокую премию к рынку.

И все же аукцион (даже признанный в итоге несостоявшимся) необходим Минфину и в таких условиях, уверен директор по инвестициям «Питер траста» Михаил Алтынов: «Для Минфина это способ поддержать контакт с рынком, а также протестировать спрос на ОФЗ». Кроме того, у Минфина есть план привлечения средств на год, напоминает Кучин. Ведомство, хотя и может немного его корректировать, все же вынуждено придерживаться запланированных объемов размещения ОФЗ.

Это не единственный способ покрывать дефицит бюджета, возражает Орлова. Вполне возможно, считает она, что, если ситуация на рынке не изменится, Минфин переориентируется с рыночных заимствований на использование средств ФНБ. Такое решение, по мнению Орловой, позволило бы сдержать рост доходностей и одновременно поддержать валютный рынок.

Пока Министерство финансов не собирается пересматривать график аукционов ОФЗ, заявил «Ведомостям» замминистра финансов Сергей Сторчак. «Тем не менее важно понимать, что это не догма и график может пересматриваться с ученом рыночной конъюнктуры», – отметил он.