У мировых компаний вернулся интерес к IPO

Серия мегасделок 2018 года может продолжиться еще более крупными размещениями
Июньское IPO китайского производителя электроники Xiaomi стало третьим по размеру в 2018 году: компания привлекла $5,4 млрд/ ISAAC LAWRENCE / AFP

Международный рынок IPO вырос в 2018 г. благодаря мегасделкам, в ходе которых компании размещают акции более чем на $1 млрд. Несмотря на волатильность фондовых рынков, этот тренд должен продолжиться в 2019 г., поскольку на биржи готовятся выйти сразу несколько известных «единорогов» (стартапов стоимостью от $1 млрд) из технологического сектора.

Сумма, привлеченная ставшими публичными компаниями в 2018 г., увеличилась на 5% до четырехлетнего максимума, превысив $200 млрд, однако самих сделок было почти на 300 меньше, по данным Dealogic. Львиная доля первичных размещений пришлась на Азию, где было привлечено более 46% совокупной суммы и прошли три крупнейших IPO этого года – подразделения мобильной связи японской SoftBank, а также China Tower и Xiaomi.

«Характерной особенностью года стали мега-IPO, – говорит Лиз Майерс, начальник глобального отдела рынков акционерного капитала JPMorgan Chase. – Компании из разных секторов и регионов провели около 30 сделок [размером более $1 млрд], и мы ждем продолжения этой тенденции в 2019 г». Банкиры объясняют большое количество крупных сделок значительными объемами частного капитала, который был доступен компаниям до IPO и позволил им вырасти в размерах и стоимости, а также подъемом ряда рынков до исторических максимумов (до начала массовой распродажи в IV квартале).

Крупнейшим IPO 2018 г. стало выделение в отдельную компанию мобильного подразделения SoftBank. Эта сделка на $21,3 млрд стала крупнейшей в Японии и второй по величине в истории – после китайской Alibaba, которая привлекла $25 млрд в 2014 г. Ряд институциональных инвесторов называли цену размещения завышенной, но спрос на акции одного из крупнейших мобильных операторов Японии превысил предложение в два раза. Правда, в первый день торгов 19 декабря акции рухнули на 15%, и некоторые фонды заявляют, что они должны упасть на 30%, чтобы стать привлекательными для покупки.

Доминировали на рынке IPO технологические компании, которые привлекли почти треть всего капитала, причем $57 млрд пришлось на «единорогов». Среди наиболее громких сделок было размещение музыкального стримингового сервиса Spotify: денег у компании достаточно, поэтому она не стала продавать акции инвесторам, а провела «прямой листинг», то есть Нью-Йоркская фондовая биржа просто начала торги ими.

На долю IPO в Нью-Йорке пришлось почти 30% всех привлеченных в мире средств, причем, несмотря на торговый конфликт между США и Китаем, компании последнего провели там наибольшее количество размещений с 2010 г. Также в США появилась первая публичная компания, выращивающая марихуану: акции канадской Tilray были размещены по $17, а в конце года стоили около $70, хотя в сентябре взлетали до $300.

В Европе в июне удачно прошло размещение нидерландской платежной компании Adyen, чьи акции мгновенно выросли в цене почти вдвое.

Но были и неудачи. Из-за возросшей волатильности, а также возможного негативного влияния импортных пошлин Volvo Cars, принадлежащая китайской Geely Automobile, в сентябре решила не проводить IPO. Так же поступили испанская энергетическая компания Cepsa, португальский ритейлер Sonae и нидерландская лизинговая компания LeasePlan. Aston Martin первоначально в ходе размещения 25% акций надеялась оценить себя в 5 млрд фунтов – по верхней границе диапазона, но затем была вынуждена его снизить, и в первый день торгов в начале октября ее капитализация снизилась до чуть более 4 млрд фунтов ($5,1 млрд).

Больше всего денег компании привлекли на Гонконгской бирже, а на Nasdaq было проведено больше всего сделок. Дэниел Вань, партнер Addleshaw Goddard, объясняет успех Гонконга «в основном благоприятной регуляторной средой и рядом мегасделок, включая несколько биотехнологических компаний – Ascletis, BeiGene, Hua Medicine и Innovent, а также «единорогов» Xiaomi и Meituan».

Средний доход от проведенных в мире IPO составил под конец года около 20%.

Первичные размещения на 2019 г. запланировали такие известные компании, как сервисы по вызову такси Uber (чья капитализация может превысить $100 млрд) и Lyft. «В I квартале можно ожидать несколько очень крупных IPO, в которых необходимо участвовать, – говорит Пол Донахью, начальник отдела американских рынков акционерного капитала Morgan Stanley. – Сделок будет меньше, но средний размер компаний – больше».

Однако такие факторы, как торговые конфликты, растущие процентные ставки и замедление роста мировой экономики, добавляют неопределенности. При высокой волатильности, когда измеряющий ее индекс VIX превышает 20 пунктов, «всегда было сложнее проводить IPO, чем в более стабильные периоды, когда VIX около 15» пунктов, отмечает Дэвид Людвиг, начальник отдела американских рынков акционерного капитала Goldman Sachs.

Вместе с тем, несмотря на высокую волатильность последних месяцев года, никто из крупных компаний не замедлил процесса подготовки к IPO, добавляет он.

Перевел Михаил Оверченко