Ozon задумался над инвестиционными продуктами

Маркетплейс хочет задействовать клиентскую базу на полную мощность
Максим Стулов / Ведомости

Второй по величине российский онлайн-ритейлер Ozon изучает возможность появления брокерских продуктов в периметре своей экосистемы, выяснили «Ведомости». О планах компании знают четыре собеседника: сотрудник самой компании, два сотрудника российских брокеров, знакомых с обсуждениями, а также источник в компании сектора e-commerce. Впервые идею создания подобного сервиса в Ozon обсуждали еще в 2021 г., но начало спецоперации отодвинуло реализацию проекта, указывает один из собеседников.

Три собеседника «Ведомостей» знают, что Ozon начал активно искать сотрудников для брокерского сервиса. «Мы постоянно работаем над развитием своих сервисов, поэтому периодически набираем новых людей с разным опытом. На данный момент у нас нет планов по запуску собственного брокера», – сказал представитель Ozon.

Компания заинтересована в расширении своей экосистемы, в особенности «Озон банка», в котором «на полке должны быть все продукты», добавляет один из собеседников «Ведомостей». Сейчас «Озон банк» как встроен в приложение Ozon, так и является отдельным сервисом. К середине 2023 г. уже 45% заказов оплачивалось Ozon-картой, говорил в июне финансовый директор компании Игорь Герасимов. На конец II квартала картой пользовалось 25 млн человек, следует из отчетности компании. Такая база дает большой потенциал для продаж, поясняет собеседник «Ведомостей».

К реализации проекта привлечен Дмитрий Завьялов, который ранее руководил направлением корпоративных продаж в ВТБ, знают два других знакомых с обсуждениями собеседника, информацию подтверждает менеджер из группы ВТБ. Согласно данным СПАРК, 6 октября Завьялов назначен генеральным директором Ozon Invest, до этого он руководил развитием Ozon Fintech. Инвестплатформу Ozon Invest маркетплейс запустил еще в 2019 г., с ее помощью физические лица могут финансировать компании малого и среднего бизнеса. Сейчас, согласно данным на сайте маркетплейса, Ozon Invest работает в формате b2b, а программа финансирования от инвесторов недоступна.

Конкурент Ozon «Яндекс» уже пробовал себя в брокерском бизнесе через партнерство с ВТБ в рамках проекта «Яндекс.Инвестиции», который был запущен в 2020 г. Но после наложения блокирующих санкций на ВТБ полноценно проводить операции стало невозможно, сообщал «Яндекс», и проект решили закрыть.

В ходе уральской конференции НАУФОР на вопрос «что скорее произойдет: Ozon начнет продавать акции или на платформе «Финуслуги» (входит в группу Мосбиржи) появятся в продаже подгузники и холодильники?» глава набсовета Мосбиржи Сергей Швецов ответил, что первое. «<...> С точки зрения дистрибуции и логистики нам начать торговать памперсами гораздо сложнее, чем Ozon начать торговать акциями. Сама товарная конструкция гораздо тяжелее, и нам ее воспроизвести гораздо сложнее, чем Ozon – то, что мы делаем», – констатировал Швецов. Зато с этим не соглашался теперь уже бывший генеральный директор «СПБ биржи» Роман Горюнов, у которого вызывала сомнения эффективность Ozon в части продаж инвестиционных продуктов.

Многие бизнесы задумались о развитии собственных банковских сервисов и «дочек»-посредников для снижения санкционных рисков в части сотрудничества с банками, указывает эксперт по фондовому рынку Алексей Ильин. С ним согласен собеседник на рынке e-commerce: все маркетплейсы для снижения издержек на комиссии в сторонних финансовых организациях активно развивают собственные банки, в которых логично создать и брокерский сервис. К тому же в маркетплейсах присутствует активная цифровая клиентская база, что открывает большой потенциал для дохода, добавляет он.

Большая и активная цифровая клиентская база стимулирует Ozon использовать все возможности банка, считает Ильин, и создание брокерского сервиса не исключение. Это позволит повысить финансовую отдачу от текущей клиентской базы и нивелировать стоимость привлечения клиентов, объясняет собеседник в крупном банке: открываются более широкие возможности для кросс-продаж. Если часть клиентов заинтересованы в инвестициях, Ozon может развернуть широкую линейку продукции – на Ozon-картах могут храниться внушительные остатки, которые банк может инвестировать и выплачивать процентный доход.

В то же время если Ozon пойдет по пути создания собственного брокера (а не привлечения стороннего), то это потребует значительных ежемесячных издержек, включая минимальное количество обязательного персонала, в который включаются контролеры, риск-менеджеры, аудиторы, ответственный сотрудник на каждый вид деятельности, перечисляет собеседник. Необходим бэк-офис и IT-специалисты для разработки инвестиционных сервисов. Если брокер не совершает операций более полутора лет, регулятор может лишить его лицензии, следует из последней редакции федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Впрочем, по мнению инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, инвестиционный бизнес не имеет операционной синергии с деятельностью классического маркетплейса.