Суд оправдал «химиков»

Фигуранты известного "дела об этиловом эфире" сегодня оправданы Перовским судом Москвы. Вчера прокурор снял с гендиректора НПК «Софэкс» Алексея Процкого и финдиректора Яны Яковлевой обвинения по всем статьям, а сегодня дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Д.Гришкин
Д.Гришкин

Наиболее известные фигуранты «дела химиков» – гендиректор НПК «Софэкс» (торговля химической продукцией) Алексей Процкий и финдиректор Яна Яковлева – оправданы сегодня Перовским судом Москвы.

В 2004 г. в офисе компании Госнаркоконтроль арестовал 8 т этилового эфира. А в мае 2005 г. было возбуждено уголовное дело: по данным Госнаркоконтроля, с 1999 по 2005 гг. Процкий и Яковлева незаконно легализовали 12 млн руб. Им были предъявлены обвинения в незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК), незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК) и легализации преступно нажитых доходов (ст. 174 УК). Летом 2006 г. Яковлеву и Процкого арестовали, потом освободили под подписку о невыезде.

Суд длился с апреля 2007 г. Осенью выяснилось, что экспертиза проводилась с нарушением законодательства. Вчера прокурор снял с подсудимых обвинения по всем статьям, а в среду Перовский суд прекратил дело по ст. 234 УК – за отсутствием состава преступления, рассказал «Ведомостям» адвокат подсудимых Евгений Черноусов: решение суда мотивировано тем, что с середины января вступил в силу новый список ядовитых и сильнодействующих веществ, из которого исключен этиловый эфир.

На основании этого Процкий и Яковлева оправданы по остальным статьям.

В мотивировке решения суда нет оценки действий Госнаркоконтроля. Главное, суд признал, что обвинения Госнаркоконтроля – беспочвенны, мы довольны решением, говорит Яковлева. Обвинения серьезно сказались на бизнесе «Софэкса»: компания перестала торговать растворителями (оборот в 2006 г. – 8 млн евро), ее оборот в целом в 2006 г. по сравнению с 2005 г. снизился на 15% (на 3,8 млн евро).

Теперь должны быть пересмотрены уже принятые обвинительные решения в отношении руководителей других компаний, сотрудникам которых предъявлены схожие обвинения, а в еще слушающихся в судах делах прокуратура должна отказаться от обвинений, надеется Яковлева.

Закона о легальном обороте сильнодействующих и ядовитых веществ в России нет, но подписана конвенция ООН по борьбе с наркотиками от 1988 г. Она разделяет вещества на прекурсоры (в одну стадию могут быть превращены в наркотик) и основные химические вещества, использующиеся для обработки прекурсоров или их получения. Например, ацетон нужен для обработки мака при производства героине. Конвенция требует контроля за веществами из обоих списков при пересечении границы.

В отличие от конвенции закон о наркотических средствах 1998 г. назвал прекурсорами все эти вещества. А Постоянный комитет по контролю за наркотиками (межведомственный орган, формирующий списки веществ) включил многие из них – толуол, марганцовку, этиловый эфир и ацетон – в список сильнодействующих. Это позволило ФСКН заводить дела в отношении руководителей предприятий по ст. 234.