Бразильским машинам не светят звезды

Мировые автопроизводители не спешат делать машины безопасными, если от них этого не требуют
Latin NCAP

Многие автомобили солидных марок, продающиеся на рынках развивающихся стран, существенно не соответствуют принятым сейчас стандартам безопасности. Независимое исследование латиноамериканского подразделения Latin NCAP (New Car Assessment Programme) показало, что многие самые популярные автомобили, производимые в Бразилии, на смогут защитить своих пассажиров при столкновении. Для этого им не хватает подушек безопасности, или их кузова плохо сконструированы, передает Financial Times.

Для своих тестов Latin NCAP выбрало самые массовые модели бразильского рынка производства Volkswagen, Fiat, Chevrolet (General Motors), Ford и Peugeot. Большинство машин, подвергшихся стандартному краш-тесту на лобовой удар с перекрытием на скорости 64 км/ч, защитило передних пассажиров только на 1 звезду. Китайский седан Geely CK получил нулевую оценку. Этот автомобиль, продававшийся в России под именем Geely Otaka, был разбит в 2007 г. в краш-тесте журнала «Авторевю» и показал аналогично плохой результат.

«Одна звезда означает мертвого водителя», поясняет генеральный секретарь Global NCAP Дэвид Уорд (David Ward). Независимую организацию Global NCAP, проводящую краш-тесты новых автомобилей во всем мире, поддерживают FIA и американский институт автодорожной безопасности IIHS. В нее входит EuroNCAP, тестирующая на безопасность автомобилей европейского рынка.

Автопарк Бразилии быстро растет. В прошлом году страна стала четвертым мировым автомобильным рынком, обогнав Германию. По данным министерства здравоохранения страны, она занимает пятое место в мире по числу смертей на дорогах после Индии, Китая, США и России. Число погибших в автомобильных авариях стабильно растет с 2002 г., когда в стране начался экономический подъем. В 2010 г. на дорогах погибло 40 610 при населении 192,4 млн человек.

Уровень машин, которые сейчас продаются в Латинской Америке, на 20 лет отстают от «пятизвездных» стандартов безопасности, принятых сейчас в Европе и Северной Америке, считают в Latin NCAP.

Организация вначале провела краш-тесты базовых модификаций самых продаваемых автомобилей без подушек безопасности. Позже были разбиты те же машины, но оснащенные эйрбегами. Они показали себя лучше, защитив людей на 2–4 звезды. Например, бразильский бестселлер Volkswagen Gol, предыдущее поколение которого несколько лет поставлялось в Россию под названием Pointer, получил за краш-тест только одну звезду в комплектации без подушек безопасности, и уже 3 -- с двумя передними. Большинство машин в базовой комплектации показали плохую защиту для детских сидений сзади.

Во второй серии краш-тестов участвовали самые массовые автомобили бразильского рынка. Chevrolet Celta, в некоторых странах продается как Suzuki Fun -- недорогой хэтчбек на базе Opel Corsa B, снятого с производства в Европе в 2002 году. Chevrolet Corsa Classic – второе поколение того же Opel Corsa B, который выпускается в Бразилии с 2002 года. Chevrolet Cruze – глобальный седан GM, продающийся по всему миру, в том числе в России. Fiat Novo Uno – модель для бразильского рынка, разработанная на базе Fiat Panda предыдущего поколения. Ford Focus Hatchback – второе поколение популярного в России автомобиля. Ford KA (Fly Viral) – бразильский вариант субкомпакта, выпускающийся с 2007 года и не имеющий ничего общего кроме названия с европейской моделью. Nissan March -- название Nissan Micra для среднеазиатского и южно-африканского рынков. Nissan Tiida Hatchback, пятидверный вариант машины, хорошо известной на российском рынке.

Дэвид Уорд считает, что автомобили с системами безопасности – подушками и ABS -- стоят на рынках развивающихся стран значительно дороже, чем комплектации без них. Поэтому потребители выбирают дешевые комплектации.

Правительства латиноамериканских стран только ухудшили ситуацию со смертями на дорогах, отказавшись следовать стандартам безопасности ЕЭК ООН. Бразильские власти собираются ввести эти требования в 2014 г. «Ситуация в Бразилии хорошо показывает, что отсутствие регулирования не дает стимула производителям работать лучше, когда они прекрасно знают, что могут сделать лучше», -- говорит генсек Global NCAP.

FT сообщает, что Ford и GM отказались комментировать результаты тестов. Fiat, бразильская ассоциация продавцов Fenabrave были недоступны для комментариев. В Volkswagen ответили, что всегда уделяли большое внимание безопасности автомобилей, и первыми построили исследовательский центр в стране. Разницу результатов тестов с подушками и без них в компании назвали вполне предсказуемыми. В ассоциации производителей Anfavea считают, что производители выполнили европейские и американские нормы по краш-тестам. Также там добавили, что компании, имеющие производства в Бразилии, полностью соблюдают регулирующее эту деятельность законодательство.

В Россию из протестированных Latin NCAP автомобилей попадают бразильские Nissan Tiida, который уже в базовой комплектации оснащены 4 подушками безопасности и ABS. Производители не уточняют происхождение подающиеся в России Chevrolet Cruze и Peugeot 207, но и они в базе оборудованы 4 подушками безопасности, а Ford Focus третьего поколения имеет пятизвездочный рейтинг Euro NCAP. При этом все официально импортируемые автомобили должны соответствовать правилам ЕЭК ООН.