Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кувшинова| Мария Дранишникова|Александра Крекнина
Статья опубликована в № 2772 от 18.01.2011 под заголовком: Не в настроении

Россияне не намерены наращивать потребление

По уровню потребительского оптимизма среди жителей семи развивающихся стран россияне предпоследние, выяснил Credit Suisse Research Institute: на рост доходов рассчитывают только богатые

Потребительские ожидания жителей развивающихся стран на 2011 г. высоки, выяснили исследователи из Credit Suisse на основе опроса 13 000 человек в Бразилии, России, Индии, Китае, Саудовской Аравии, Индонезии и Египте. Драйвером роста потребления станет увеличение доходов: 38% опрошенных ожидают, что их доходы вырастут, и только 9% – что снизятся.

Самые оптимистичные – бразильцы (63% ждут улучшения материального положения и лишь 4% – ухудшения) и китайцы (45% против 6). Самые пессимистичные – египтяне (12% ждут роста и 38% – спада доходов), там самый высокий уровень бедности из семи стран.

Ожидания россиян оказались весьма осторожными: улучшение финансового положения прогнозируют 27%, ухудшение – 10%. Баланс позитивных и негативных ожиданий хуже только у египтян.

В России и Египте рост доходов в 2010 г. был минимальным среди сравниваемых стран, объясняют исследователи. Сказывается и рост продовольственной инфляции: доля дохода, направляемого на покупку продуктов питания, в России и Египте максимальна (35 и 40% соответственно).

В Китае, Индонезии и Бразилии на рост реальных доходов рассчитывают все слои населения, в России и Саудовской Аравии – лишь самые богатые. В Аравии сильно вырастут продажи люксовых товаров, в России – недвижимости и автомобилей, заключают исследователи.

Китай избежал рецессии и темпы его развития внушают оптимизм, Бразилия славится благоприятным инвестиционным климатом, рассуждает экономист BNP Paribas Юлия Цепляева, в России заявления о достижениях сильно разнятся с реалиями, большие группы населения еще не почувствовали выхода из кризиса.

Прошлый год с точки зрения потребительских настроений оказался «никаким»: в начале года оптимизма чуть прибавилось, но к лету рост сошел на нет, говорит руководитель отдела «Левада-центра» Марина Красильникова. Важная черта 2010 г., по ее словам, – ухудшение ожиданий: «Оценка текущего положения не меняется, а перспективы видятся все более туманными». Безработица не растет, а к высокой инфляции за 10 лет все уже привыкли – всплеск инфляционных ожиданий сошел на нет еще осенью, говорит Красильникова. Но люди не видят признаков изменения ситуации к лучшему, источников роста экономики и своего достатка, объясняет она пессимизм россиян: «Люди не видят, на что можно сделать ставку, чтобы быть уверенными в будущем».

Сейчас индекс потребительских настроений, измеряемый «Левада-центром», на 13% ниже докризисного пика, сравнивает Красильникова.

В структуре мотивации сбережений за последние два года значимость мотива «про запас» выросла до 10-летнего максимума – почти половина делает сбережения «на всякий случай», говорит она. Объем банковских вкладов за год вырос на 27%, несмотря на снижающиеся ставки.

От кризиса покупатели еще не оправились, подтверждает директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов. По его словам, потребительские предпочтения не восстановились и профиль покупок не вернулся к докризисному: «Люди все еще экономят, ищут выгоду, порой жертвуя качеством ради цены».

Автодилеры надеются на отложенный спрос: продажи машин устойчиво растут, указывает президент ассоциации «Российские автодилеры» Дмитрий Гулин. В 2010 г. рынок прибавил 30% по сравнению с 2009 г., в 2011 г. вырастет еще на 15–30%, но докризисных показателей не достигнет, говорит он. Спрос на квартиры в 2011 г. тоже будет расти, но действительно за счет небольшой группы населения, считает представитель «СУ-155»: в 2010 г. покупатели вышли из тени – сработал отложенный с момента кризиса спрос. С оптимизмом смотрит в будущее гендиректор «Модного континента» (бренд InCity) Александр Попов: в 2010 г. спрос вырос на 15% за счет увеличения среднего чека и трафика, в 2011 г. продажи вырастут на 19%. «Потребители чувствуют, что кризис завершается», – уверен Попов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать