Фестиваль Мстислава Ростроповича: Цеховое единство

На фестивале Мстислава Ростроповича виолончелисты разных поколений продолжают дело учителя, исполняя его репертуар
А.Куров

Одна из самых эффектных программ фестиваля так и называлась – «Приношение Мстиславу Ростроповичу». Особенность ее заключалась в том, что в ней выступали одни виолончелисты – дюжина солистов и целый оркестр, составленный из виолончельных групп московских оркестров. Разношерстная программа состояла из обработок, большую часть из которых сделал композитор Артем Васильев, а отредактировал виолончелист Денис Шаповалов.

Удивительное дело эти аранжировки: музыка, чаще всего знакомая, звучит как новая. Кроме неизбежного Баха, в основном это музыка двух последних столетий, которая приобретает такую тембровую однородность, которая была свойственна во времена Ренессанса консортам – ансамблям, состоящим из одинаковых инструментов. Подобно ренессансному консорту виол или флейт, консорт виолончелистов – то камерным составом, то о семидесяти головах – разворачивал перед нами новые звуковые редакции опусов Баха, Боккерини, Шуберта, Сен-Санса, Прокофьева, неизбежного Пиаццоллы и других авторов – вплоть до сокращенной версии Болеро Равеля, в которой от авторской оркестровки остался лишь один барабан Марка Пекарского.

Но были и оригинальные партитуры – многозначительная «Гамлет-баллада» Родиона Щедрина и просветленное «Утешителю» Александра Кнайфеля. Некогда этими опусами дирижировал сам Ростропович, теперь это же делали его ученики-виолончелисты – Давид Герингас и Иван Монигетти и младшие коллеги – оказавшийся душой всего концерта Денис Шаповалов (Либертанго Пиаццоллы с участием баяниста Михаила Бурлакова он провел ритмично и стильно) и Борис Андрианов (руководивший ансамблем, не отрываясь от виолончели, на которой издавал «Песню птиц» Пабло Казальса).

В другой программе прозвучал опус, который бы не родился на свет, не прояви настойчивость Ростропович, – Концерт-симфония Прокофьева для виолончели с оркестром. Позднее сочинение, отчасти переделанное из раннего концерта уже тяжело больным композитором, содержит отдельные вдохновенные страницы, отмечено повсюду высоким мастерством и проникнуто искренним желанием написать эффектную сольную партию для выдающегося молодого виолончелиста. Сегодня в Москве в Концерте-симфонии солировала молодая американка Алиса Вайлерштайн – воплощение оптимизма и твердой уверенности в мировом порядке, весь текст она сыграла хватко и честно.

Аккомпанировал виолончелистке прославленный Оркестр де Пари и его шеф Пааво Ярви. Звучали парижане прекрасно, а программу дополнили – не уверен, что к месту, – Увертюрой Шумана «Манфред» и его же Первой симфонией. Пааво Ярви, не раз выступавший в Москве с Российским национальным оркестром, со своими парижанами раскрылся как музыкант эмоциональный, гибкий и досконально слышащий фактуру. Звук, поднимавшийся от глубоких басов, образовывал крепкую архитектуру. От былой жесткости струнных Оркестр де Пари теперь счастливо избавился, и Грустный вальс Сибелиуса получился очаровательно. Перед его исполнением Пааво Ярви показал публике на портрет Ростроповича. Посвящение оказалось достойным адресата.