Статья опубликована в № 3082 от 16.04.2012 под заголовком: Цеховое единство

Фестиваль Мстислава Ростроповича: Цеховое единство

На фестивале Мстислава Ростроповича виолончелисты разных поколений продолжают дело учителя, исполняя его репертуар
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
А.Куров

Одна из самых эффектных программ фестиваля так и называлась – «Приношение Мстиславу Ростроповичу». Особенность ее заключалась в том, что в ней выступали одни виолончелисты – дюжина солистов и целый оркестр, составленный из виолончельных групп московских оркестров. Разношерстная программа состояла из обработок, большую часть из которых сделал композитор Артем Васильев, а отредактировал виолончелист Денис Шаповалов.

Удивительное дело эти аранжировки: музыка, чаще всего знакомая, звучит как новая. Кроме неизбежного Баха, в основном это музыка двух последних столетий, которая приобретает такую тембровую однородность, которая была свойственна во времена Ренессанса консортам – ансамблям, состоящим из одинаковых инструментов. Подобно ренессансному консорту виол или флейт, консорт виолончелистов – то камерным составом, то о семидесяти головах – разворачивал перед нами новые звуковые редакции опусов Баха, Боккерини, Шуберта, Сен-Санса, Прокофьева, неизбежного Пиаццоллы и других авторов – вплоть до сокращенной версии Болеро Равеля, в которой от авторской оркестровки остался лишь один барабан Марка Пекарского.

Но были и оригинальные партитуры – многозначительная «Гамлет-баллада» Родиона Щедрина и просветленное «Утешителю» Александра Кнайфеля. Некогда этими опусами дирижировал сам Ростропович, теперь это же делали его ученики-виолончелисты – Давид Герингас и Иван Монигетти и младшие коллеги – оказавшийся душой всего концерта Денис Шаповалов (Либертанго Пиаццоллы с участием баяниста Михаила Бурлакова он провел ритмично и стильно) и Борис Андрианов (руководивший ансамблем, не отрываясь от виолончели, на которой издавал «Песню птиц» Пабло Казальса).

В другой программе прозвучал опус, который бы не родился на свет, не прояви настойчивость Ростропович, – Концерт-симфония Прокофьева для виолончели с оркестром. Позднее сочинение, отчасти переделанное из раннего концерта уже тяжело больным композитором, содержит отдельные вдохновенные страницы, отмечено повсюду высоким мастерством и проникнуто искренним желанием написать эффектную сольную партию для выдающегося молодого виолончелиста. Сегодня в Москве в Концерте-симфонии солировала молодая американка Алиса Вайлерштайн – воплощение оптимизма и твердой уверенности в мировом порядке, весь текст она сыграла хватко и честно.

Аккомпанировал виолончелистке прославленный Оркестр де Пари и его шеф Пааво Ярви. Звучали парижане прекрасно, а программу дополнили – не уверен, что к месту, – Увертюрой Шумана «Манфред» и его же Первой симфонией. Пааво Ярви, не раз выступавший в Москве с Российским национальным оркестром, со своими парижанами раскрылся как музыкант эмоциональный, гибкий и досконально слышащий фактуру. Звук, поднимавшийся от глубоких басов, образовывал крепкую архитектуру. От былой жесткости струнных Оркестр де Пари теперь счастливо избавился, и Грустный вальс Сибелиуса получился очаровательно. Перед его исполнением Пааво Ярви показал публике на портрет Ростроповича. Посвящение оказалось достойным адресата.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more