Статья опубликована в № 3285 от 13.02.2013 под заголовком: Труд страсти

"Хроника мировой оперы": Труд страсти

В новый том «Хроники мировой оперы» вошли все главные оперные блокбастеры второй половины XIX века
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Проект музыковеда Михаила Мугинштейна, охватывающий 400 лет мировой оперы, требует немалых издательских мощностей и разворачивается не спеша: первый том вышел восемь лет назад (и стал библиографической редкостью), второй – только что.

Как ни велики достижения оперы барокко, классицизма и раннего романтизма, все они уместились в первом томе. Как ни содержателен оперный XX век, ему суждено целиком войти в третий том. Но основной хлеб операмана потребовал целого тома, хотя охватывает он всего 50 лет. Первая опера в томе – «Риголетто» Верди (1851), последние – «Тоска» Пуччини, «Луиза» Шарпантье и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (все – 1900). Между ними – шедевры Вагнера, Оффенбаха, Гуно, Берлиоза, Бизе, Сметаны, Массне, Мусоргского, Бородина, Чайковского.

«Хроника мировой оперы» – гибрид подарочного и научного издания. Книга роскошно издана, ее хочется листать, но она ценна и как основательный справочник. Мугинштейн мыслит как ученый, он подбирает точные слова, чтобы найти место данной опере в истории жанра, он добросовестно излагает сюжет, приводит выходные данные, а также перечисляет все принципиальные постановки данной оперы, показывая заодно, как развивалась история оперного театра от года создания оперы до наших дней. Перечень аудио- и видеозаписей тоже присутствует: пышные развороты энциклопедии полнятся информацией, глаз услаждают портреты артистов прошлого и пугают фотографии современных постановок.

Фундаментальный труд содержит еще и биографии композиторов и интерпретаторов, солидный справочный указатель. Однако при всей полноте научного подхода труд Мугинштейна отличается от подобных темпераментом, который излучает каждая страница. Ученый рассказывает историю главного жанра в искусстве XIX века. В этой истории 80 героинь, и сердечного пламени музыковеда хватает на всех.

М. Л. Мугинштейн. Хроника мировой оперы. 1851–1900. Екатеринбург: Антеверта (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2012

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more