Фестиваль Hot Docs: Кто не уважает искусство, тот умрет

Канадский фестиваль Hot Docs закончился, в нем смерть победила жизнь неизвестным науке способом
Героини «Девочек-драконов» знают, что «слезы ничего не изменят»/ Hot Docs

Дневники умирающих, рассказы о борьбе со смертельной болезнью – отдельный, очень популярный жанр документального кино, духоподъемные фильмы, показывающие, что жизнь коротка и в ней нет ничего, кроме любви и боли. В конкурсе канадского кино на Hot Docs победил автобиографический фильм «Когда я пойду» Джейсона ДаСильвы о его борьбе с рассеянным склерозом – режиссеру выдали $10 000 «за несгибаемую честность и мужество». Спецприз жюри и $5000 в этом конкурсе достались фильму «Альфи со звезд» Хьюго Латулиппа о пятилетней девочке с редкой генетической болезнью и о том, как ее родители решают полностью изменить свою жизнь и продлить жизнь ребенка.

В международном конкурсе Hot Docs главный приз получил фильм не о болезни, а о норме. Поэма «Девочки-драконы» Иниго Вестмайера рассказывает о трех ученицах шаолиньской школы кунг-фу, одиноких винтиках большой отлаженной системы. Но и тут есть параллели с фильмами о тяжелобольных. Например, когда девочка-послушница рассуждает о сложностях драконьей жизни, она совершенно обыденным тоном говорит: «Слезы ничего не изменят». Прямо хоть девизом фестиваля делай эту фразу. Спецприз жюри в международном конкурсе получила китайская «Облачная гора». Облака тут не поэтический образ: герои работают с асбестом, и весь мир для них затянут асбестовой пылью.

Жалко, что ничего не получил отличный болгарский фильм, в котором нет ни одного больного, но и здоровых тоже нет: «Последние пираты Черного моря», зарисовка о пьяницах и аутсайдерах, живущих на берегу Черного моря и мечтающих разбогатеть. Заправляет делами Мама – пожилой пахан, и по Черному морю ходят слухи, что у Мамы, на краю света, можно скрыться хоть от долгов, хоть от жены, хоть от жизни. Главное – во всем его слушаться и копать, копать, копать. Пираты пьют, гоняются за свиньями и копают – ищут сокровища. Но вот выясняется, что на месте их лагеря собираются строить какие-то гостиницы. Когда-нибудь. Режиссер этой пьяной документальной кустурицы Светослав Стоянов рассказал, что при съемочной группе пираты, конечно, копали, но он уверен, что золото искали специально в неправильных местах. Наверное, чтобы ни с кем не делиться.

Но если назвать главный фестивальный фильм о тяжело здоровом человеке, это, конечно, будет «Голая опера», участвовавшая в этом году в «Панораме» Берлинале. Театрализованное, китчевое действо, портрет сибарита из Люксембурга, миллионера, ценителя оперы «Дон Жуан», гомосексуала и, да, тяжелобольного человека. Раз в месяц он с молодым красавцем отправляется куда-нибудь в Европу, где сегодня дают «Дон Жуана». Ироничный, резкий, издевательский фильм о зависимости, о взаимоотношениях человека с болезнью, богатства со вседозволенностью, режиссера с героем, порнографии с искусством, пингвина с холодильником. Режиссер Ангела Кристлиб говорит, что герой хотел контролировать весь процесс съемок, «но его так легко было переключить... достаточно было позвать на дом красивого парня и следить, чтобы в холодильнике всегда было дорогое шампанское». Это фильм-иллюзия, игра, пошлый пересказ «Дон Жуана». Жаль, что шансы увидеть его в России минимальны – фильм попадает под все недавние нервные законы нашей страны, от пропаганды гомосексуализма до налога на роскошь.

Приз зрительских симпатий вручат отдельно, когда пройдут все показы. Скорее всего, его получит какой-нибудь фильм о музыке – именно на эти фильмы зрители ходили охотнее всего и выходили просветленными. В последний день фестиваля у зрителей лидировала музыкальная история Muscle Shoals с участием Мика Джаггера, Кита Ричардса, Боно и других музыкантов, которым есть что сказать о студии звукозаписи Muscle Shoals.

В общем, все как обычно, фестиваль документального кино рассказал о смерти и искусстве. И лучшей цитатой, объединяющей эти две главные темы, стала фраза Великого Вождя из фильма «Великий кинопоказ Северной Кореи». Группа учеников северокорейской киношколы конспектируют слова учителя. «Как сказал Великий Вождь, необходимо уважать искусство, – сообщает учитель. – Потому что те, кто не уважает искусство...» – и ученики хором подхватывают: – «...рано или поздно умрут!»

Торонто