Штутгартский балет в Москве: Мастера на все ноги

В перекрестный год Германии и России представлять многообразие немецкого балета выпало труппе из Штутгарта

Штутгартский балет – одно из старейших понятий в мире хореографии: в герцогстве Вюртембергском золото вкладывали в танцы еще до того, как у нас Петр I начал загонять русских бояр на ассамблеи. Но сегодня о великом новаторе Новерре знают еще меньше, чем о Вольтере и Люлли, и Штутгартский балет, откинув ложное величие, своим создателем и ангелом-хранителем считает Джона Крэнко.

Этот выходец из Южной Африки, выучившийся в Англии, для Штутгартского балета стал такой же иконой, как для России – Мариус Петипа: его постановки 1960–1970-х составляют основу репертуара, а представители труппы считаются эксклюзивными носителями его стиля.

Творчество Крэнко и было наиболее полно представлено на московских гастролях, первых с 1985 г. На основной и Новой сценах Большого театра Штутгартский балет показал «Ромео и Джульетту» и гала-концерт. Но и полнометражные «Ромео и Джульетта» (их выбор для показа, вероятно, обусловлен явной подражательностью версии Леонида Лавровского), и фрагменты из «Инициалов Р.Б.М.Э.» и «Онегина», и концертные номера «Посвящение Большому» и «Легенда» выявили, что стиль Крэнко сегодня в целом столь же чужд танцовщикам немецкой труппы, как нашим – достижения отечественного драмбалета. И он так же способен к реанимации при встрече со стилистически чуткими артистами – такими как Мария Эйхвальд, в маленьком кусочке из «Укрощения строптивой» заставившая пожалеть, что на гастроли привезли не этот фантазийный и насмешливый спектакль.

Вместе с Эйхвальд, этой уникальной мастерицей драмбалета, в Штутгарте работает Алисия Аматриан, идеальная исполнительница разных проявлений танцевального радикализма, в гала-концерте сменившая три образа – от гротескной примы с ридикюлем в зубах Кристиана Шпука до «моно Лизы» мастера contemporary dance Ицика Галили.

Штутгартский балет, еще при Крэнко прославленный как питомник хореографов, в постановках Ханса ван Манена, Дагласа Ли, Мауро Бигонцетти и других продемонстрировал, что обладает первоклассным набором исполнителей. И что в наши дни выдающихся танцовщиков можно встретить не только в Москве, Париже или Нью-Йорке.