На Дрезденском фестивале отпраздновали день рождения Вагнера

На Дрезденском фестивале праздновали день рождения Вагнера и убеждались в том, что блеск прошлого лучше всего хранится в искусстве
Фестивальный оркестр аккомпанировал контратенору Беджуну Мете/ Oliver Killig

Главными событиями фестивальной программы стали концерты Саксонской штаатскапеллы: уникальный Klang (звучание оркестра – изящное, деликатное, однако обладающее неисчерпаемым запасом динамических возможностей) стал несколько ярче и экспрессивней с приходом на пост главного дирижера харизматика и ярого вагнерианца Кристиана Тилеманна.

Тилеманн, только что выпустивший книгу «Моя жизнь с Вагнером», провел в рамках фестиваля два впечатляющих вагнеровских гала. Один – в культовой для каждого дрезденца Фрауенкирхе, где мощно и внушительно прозвучали ранние мужские хоры Вагнера, оттененные «Реформаторской» симфонией Мендельсона. Второй концерт с участием «тенора номер один» Йонаса Кауфмана прошел в Земперопер и совпал с народным гуляньем на площади перед театром – во славу Вагнера и его двухсотлетия.

Девиз нынешнего феста – «Империя». Емкое понятие объединило концерты, в которых доминирует музыка романтическая и постромантическая; музыка Австро-Венгрии, России и Великобритании, причем не только периода расцвета государств, но и периода их упадка. Тут обнаруживается прелюбопытное обстоятельство, многажды, впрочем, интерпретированное в трудах европейских философов, от Шпенглера до Тойнби. Подъем культуры случается как раз в моменты разлома и крушения империй. И наоборот, когда географическая и экономическая экспансия ведущих держав Европы в XIX веке росла по экспоненте, культура и культурная деятельность как бы съеживались, отъезжая на обочину общественного сознания.

Великолепный концерт Дрезденского фестивального оркестра прошел в атриуме Альбертинума. В состав оркестра вошли музыканты из восьми лучших барочных оркестров Европы: назовем лишь Берлинскую академию барочной музыки, Фрайбургский барочный оркестр, «Амстердамских барочных солистов» и Венецианский барочный оркестр Андреа Маркона. Возглавил коллектив известный дирижер-«старинщик» Айвор Болтон. Впечатляющая программа составилась из малоизвестных опусов Йохана Адольфа Хассе, Йохана Фридриха Фаша и Иоганна Кристиана Баха: рукописи были извлечены из недр Дрезденской музыкальной библиотеки.

Солировал в концерте Вивальди абсолютный авторитет по части игры на барочной скрипке Джулиано Карминьола; весьма украсил концерт свежий, сильный и подвижный голос израильтянина Беджуна Меты, уверенно выходящего на лидирующие позиции в контратеноровом репертуаре.

Жорди Саваль, знаменитый виолончелист-барочник, представил в сольном концерте военную и светскую музыку кельтов и бриттов, сопровождая игру на виоле да гамба личными пояснениями. «Солдатский марш» и «Гальярда капитана Хума», военные сигналы на плацу, из сборника «Уроки на лирной виоле» составили интереснейшую панораму инструментальной британской музыки XVII–XVIII веков.

Все три скрипичные сонаты Брамса на одном дыхании сыграли Франк Петер Циммерман – один из лучших в своем поколении немецких скрипачей – и американский пианист Эммануэль Акс. Интерпретация оказалась, пожалуй, чрезмерно канонична, но звук! Яркий, блестящий, вибрирующий у скрипки Циммермана, он прекрасно гармонировал с богатым обертонами, глубоким, излучающим благородство звучанием фортепиано Акса.

Дуэт немецкого и американского музыкантов возник не случайно: интендант фестиваля Ян Фоглер живет на две страны – Германию и США, что позволяет ему сообщить мероприятию поистине планетарный размах. Музыканты и оркестры из Америки часто приглашаются в Дрезден. Одно из первых, при Фоглере, фестивальных motto гласило: «Из Нового Света».

Дрезден