Стиль жизни
Бесплатный
Павел Герасименко
Статья опубликована в № 3977 от 09.12.2015 под заголовком: Неудачный прием

Выставка «Картина после живописи» не дает представления о нынешнем состоянии станкового искусства

Картины современных петербургских художников плохо смотрятся в залах Академии художеств

Для выставки «Картина после живописи» – неакадемической живописи в академических стенах – усилия объединили художники Елена Губанова и Александр Дашевский, они определили список авторов и отобрали произведения, затем к ним подключился Северо-Западный филиал ГЦСИ. Но современное искусство по-прежнему плохо выглядит в залах академии.

Главной неудачей выставки стоит считать экспозиционный дизайн, никак не мотивированный ни заявленной темой, ни свойствами показываемого искусства. Входящего зрителя выставка встречает изнанкой глухих технических стен – в большом и просторном Рафаэлевском зале устроен лабиринт тесных комнаток, съевший две трети отведенного выставочного пространства. Это лишило картины воздуха, а зрителя – возможности их рассмотреть с необходимой дистанции. Впрочем, об этом организаторы, кажется, не задумывались: вместо дружественной к зрителю и внятной экспозиция превращена в клаустрофобическую и замкнутую. Она совершенно не принимает в расчет ту аудиторию, на которую должна быть ориентирована в первую очередь: студентов Академии художеств, которые плохо знают современное искусство.

Заслуга ректора

В 2010 г. энергичный Семен Михайловский стал ректором Института им. Репина. После этого там и в Научно-исследовательском музее Академии художеств начались изменения. Сделанные Михайловским выставки студенческих работ прошлых лет были новаторскими по концепции и выставочному дизайну.

Здесь показаны всего 20 участников, хотя современных художников, осмысляющих в своих работах живопись и считающих ее своим занятием, в Петербурге гораздо больше. Странности выставочной селекции усилены неряшливостью развески: например, в одном «загоне» объединены Игорь Пестов и Леонид Цхэ, общее между которыми только одно – оба окончили Институт им. Репина. Другой отсек делят на троих Григорий Майофис, Виталий Пушницкий и дуэт Анна и Алексей Ган, связывает совершенно непохожие произведения разве что монохромный серый колорит. Художники разной артистической биографии – Ольга Тобрелутс и Андрей Рудьев – выступают с заведомо проигрышными на территории классического искусства имитациями академической живописи.

В наше время вряд ли нужно доказывать равноправность в искусстве всех медиа и стилей, и тема «Картина после живописи» сохраняет свою актуальность только в отечественном культурном климате. Определение «после живописи» в современной истории искусства имеет все черты философского концепта, ничуть не менее сложного, чем «конец истории», но авторы выставки предпочитают об этом не задумываться. Вместе с тем действительно интересным предметом художнического размышления могла стать не очередная мнимая кончина живописи, а, скажем, понятие профессионализма в современном искусстве. По непроговоренности поднятых тем выставка в Академии художеств составит пару другому большому проекту – «Россия. Реализм. XXI век» в Русском музее, с которым может побороться за право называться главной художественной неудачей осени.

Мучительный и извилистый маршрут по экспозиции заканчивается у подножия античного колосса Диоскура, прямо под ним оказываются работы Петра Швецова и Влада Кулькова, эти художники известны своим интересом к органической тематике. Спадающие очертания природных форм на их картинах невольно рифмуются с покатостью чресел огромного мифологического героя, прикрытых гипсовым фиговым листком, что становится метафорой творческого бессилия устроителей выставки.

Санкт-Петербург

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать