В российский прокат вышла драма «И грянул шторм»
Это старомодная картина о чудесном спасении моряков с тонущего судна
Крис Пайн, который раньше спасал города от взбесившегося поезда («Неуправляемый») и галактики от озверевших инопланетян («Стар Трек»), теперь спасает команду моряков из тридцати с лишним человек – и, надо отдать Пайну должное, по лицу актера не догадаться о его героическом кинопрошлом. Его Берни Уэббер – эталонный рохля и мямля, очень тихий и скромный, в перспективе – классический подкаблучник (по крайней мере, его девушке приходится брать инициативу в свои руки и первой спрашивать «Ты женишься на мне?» – а то от самого Берни подобного вопроса пришлось бы дожидаться годами). Но австралийский режиссер Крейг Гиллеспи полон решимости доказать, что в моменты опасности именно такие простые парни способны на Подвиг, что Долг превыше страха, что петь Славу можно только Храбрым. Да, с прописных букв. Да, очень внятно и очень четко, без лишних мудрствований и виньеток.
Восемнадцатое февраля 1952 года. На Восточное побережье США надвигается шторм, какого не вспомнят старожилы: в нескольких милях от берега ветер и волны умудряются буквально разломить пополам сразу два нефтяных танкера. К одному из них бросается хорошо оснащенная группа спасателей. К другому (с которого сигнал поступил чуть позже) – команда из четырех человек на небольшом деревянном катере. Преодолеть чудовищные волны на таком суденышке практически невозможно. Разумнее всего даже не пытаться бороться со штормом и вообще не выходить в море: чуть-чуть смухлевать, поплавать в бухте и быстро вернуться на берег. Иначе это просто откровенное самоубийство. Но рулевой Берни Уэббер (Крис Пайн) мухлевать не может: на танкере люди, они ждут помощи. И он со своей маленькой командой отправляется к ним.
Напомним, действие «И грянул шторм» разворачивается в 1952 г. И снята эта картина могла быть тогда же. Без компьютерных спецэффектов и 3D – но ровно с тем же сценарием, в котором не пришлось бы менять ни буквы, с теми же мизансценами, с такими же персонажами. Вообще, порой возникает ощущение, что именно в 1952-м сценарий и был написан, просто 60 лет спустя его откопали в пыльном студийном сейфе и ради прикола все-таки решили поставить. «И грянул шторм», который в оригинале называется «Звездные часы» (The Finest Hours), нарочито, вызывающе несовременен.
Туша танкера
В этом подходе много не только старорежимно-голливудского, но и советского: одновременно с фильмами 50-х гг. «И грянул шторм» напоминает детские нравоучительные стихи и поэмы той же эпохи, публиковавшиеся в журналах «Костер» или «Пионер». Вообще, это, конечно, кино для среднего школьного возраста. Смешно, но в Штатах ему из-за «показа опасных ситуаций» присвоили рейтинг PG-13 – т. е. детей пускают лишь в сопровождении взрослого компаньона. А с другой стороны, только взрослый компаньон и сможет оторвать ребенка от компьютера или DVD с «Трансформерами» и затащить на этот простой, как топор, назидательный фильм.
Но, право, так ли ужасны опасности, демонстрируемые в картине? В реальной-то жизни, конечно, ужасны – а на экране шторм и волны в бушующем океане оборачиваются тоннами какого-то мутного компьютерного киселя, в зависимости от времени суток то белесого, то сизовато-черного: похоже, с 2000 г., когда Вольфганг Петерсен пытался поразить зрителей таким же киселем в «Идеальном шторме», революций в компьютерной графике не случилось. Крис Пайн, изображая страх, продирается сквозь весь этот нарисованный штурм унд дранг к той части танкера, которая еще не окончательно утонула – а на борту выжившие под управлением старшего ассистента инженера (Кейси Аффлек, еще один хороший актер, которому нечего играть, кроме усталости, хмурости и решимости) пытаются продержаться до прибытия помощи.
Как ни странно, лучше, чем персонажи-мужчины, в этом как бы мужском кино запоминается девушка главного героя – та самая, которая уверенно тащит его под венец (а потом понимает, что шторм может помешать ее планам). Героиня Холлидей Грейнджер изумительно уперта и решительна. Возникает ощущение, что персонажи, как в стихотворении Константина Симонова, и спасаются-то мистическим образом именно благодаря ей, приманивающей с берега удачу. Но и она не может спасти фильм, который выглядит опоздавшим на долгие десятилетия.
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»