Как компании пытаются поднять сотрудникам настроение

Чтобы компенсировать кризисное падение мотивации у сотрудников, работодатели устраивают им маленькие корпоративные радости: поят свежим соком, покупают настольный теннис, финансируют волонтерские программы, поздравляют с днем рождения sms от имени гендиректора

Внешние социальные сети и форумы, на которых проводят время многие офисные сотрудники, в Альфа-банке давно закрыты. Но в компании уже не первый год существует собственный форум для общения сотрудников всех регионов. «Мы – частный банк, и у нас не работают люди, которые от нечего делать сидят в сети, поэтому наша внутренняя социальная сеть носит прикладной характер и является дополнением внутрикорпоративного новостного портала «Альфа-навигатор», – говорит Леонид Игнат, директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка. – А различных корпоративных радостей, которые организовывает компания, у нас немало». Общим голосованием в банке выбирают лучших сотрудников года. В ближайшее время будут определять лучшего сотрудника месяца. Такое признание коллег приятно. «У нас развито волонтерское движение, – добавляет Игнат. – Многие занимаются личной благотворительностью. Зная об этом, мы в 2009 г. предложили людям выдвинуть конкретные идеи благотворительных проектов, и пять лучших по результатам общего голосования были профинансированы банком».

Проявить заботу. 40

процентов руководителей российских компаний (по данным 13-го ежегодного опроса Pricewaterhouse-Coopers руководителей крупнейших компаний мира) планируют искать свежие решения для улучшения морального состояния сотрудников и повышения уровня их вовлеченности в рабочий процесс.

Логотип Сведбанка – желтую монетку – в компании ассоциируют с апельсином. И вот уже третий год каждый понедельник утро сотрудников начинается со свежевыжатого сока. А отобранные общим голосованием фотографии сотрудников украшают ежегодный корпоративный календарь. «Большинство корпоративных радостей компании ничего не стоит, но вызывает массу положительных эмоций», – утверждает Дарья Рудник, начальник отдела обучения и развития Сведбанка. Накануне 14 февраля сотрудники в офисе раскрашивали пряничных человечков, которых потом покупали на подарки близким. А перед Пасхой украшали специально заказанные куличи. «Все эти события, а также многие благотворительные проекты – это идеи самих сотрудников, которые мы просто помогаем претворить им в жизнь», – добавляет Рудник.

Добрый день

«Весна в «Уралсибе» в 2010 г. стартует в середине апреля и перейдет в мероприятия, посвященные 65-летию Победы. Традиция праздновать неделю весны появилась только в 2009 г. Таким образом поддержать коллег, на которых в кризис легла основная нагрузка по проведению оптимизаций штата, решили в управлении человеческих ресурсов. Каждый из рабочих дней недели весны был тематическим – день Пасхи, день творчества, день здоровья, день комплиментов, день позитивного мышления. В 2010 г. было принято решение сделать общекорпоративный весенний праздник новой традицией.

«Управление позитивными эмоциями может и должно стать инструментом развития ценностно-ориентированной корпоративной культуры, – убеждена Екатерина Успенская, руководитель управления человеческих ресурсов, директор по управлению персоналом банка «Уралсиб». – Подобные мероприятия решают одновременно несколько задач: это и поддержание благоприятного социально-психологического климата, и популяризация корпоративных ценностей и принципов, и рост эффективности командного взаимодействия. Но наиболее ценным эффектом мы считаем повышение уровня вовлеченности сотрудников в жизнь компании и процессы формирования корпоративной культуры, основанной на ценностях – таких, например, как социальная ответственность и творчество».

В 2010 г. ключевыми на неделе весны станут понятия «доброта», «творчество», «здоровье» и «красота». «Бюджет невелик – это средства на символические призы и дипломы для победителей конкурсов», – подчеркивает Успенская. В рабочей группе по подготовке и проведению мероприятий всего несколько человек. Формат практически всех мероприятий таков, что готовиться к ним сотрудники будут в нерабочее время. А основной общей площадкой конкурса будет интранет-портал, ресурс, с которым большинство сотрудников ежедневно работают.

Аллея ладоней

Радовать сотрудников в Mail.ru решили преобразованиями в офисе: открыли велосипедную парковку, душ, установили массажное кресло, игровые приставки PlayStation 3, настольные футбол и теннис, бильярд, турник, гантели и многое другое. Во всех столовых компании – бесплатные чай, кофе, молоко, печенье, булочки и т. д. А раз в две недели – полдник с булочками из любимой всеми кофейни «Старбакс».

В офисе две корпоративные библиотеки. Одна – из книг, заказанных сотрудниками за счет компании (любая профессиональная литература независимо от ее стоимости), другую формируют сами сотрудники любыми книгами, дисками, фильмами – одни оставляют, другие забирают, возвращают, приносят новые.

Стены офиса в лучших голливудских традициях украшены слепками: каждый проработавший в компании год оставляет в местной «аллее славы» след своей ладони. «В интернет-бизнесе, как нигде, самое главное – это люди. Соответственно, задача их мотивации и организации комфортных рабочих условий для нас одна из важнейших и стратегических», – рассказывает Алена Владимирская, руководитель направления привлечения талантов Mail.ru.

Радовать помогая

«Практически все сотрудники нашей авиакомпании вовлечены в волонтерскую работу, – отмечает Сергей Быхал, директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро». – Авиакомпания поддерживает несколько детских домов и помогает детям, больным раком. Волонтеры есть в каждом без исключения подразделении компании».

Детская тема в «Трансаэро» проявляется и в особом отношении к детям сотрудников. Дважды в месяц для них проводят экскурсии в святая святых – аэропорту. А 1 сентября каждый родитель первоклассника получает отгул, а первоклассник – подарок от компании.

В день рождения каждого сотрудника авиакомпании «Трансаэро» ждет поздравительная sms от генерального директора, а портреты именинника украшают корпоративный сайт.

«Поддержанию эмоций в компаниях стали уделять все больше внимания. Это такое посткризисное явление, – считает Марк Кукушкин, старший партнер «Тренинг-бутика». – Во-первых компании хотят показать сотрудникам, что все худшее позади. А во-вторых, такая тенденция нарастает со зрелостью рынков. На развивающемся рынке бизнес ведет себя агрессивно, и эмоциональное состояние сотрудников не так важно. Достаточно поддерживать в них амбиции. Но как только рынок замедляется, норма прибыли падает, становится важно удерживать ключевых сотрудников, и атмосфера внутри команды начинает играть более существенную роль. Корпоративные радости – важный и недорогой инструмент поддержания в людях позитивного настроя и боевого духа. Конечно, и раньше работу с эмоциями компании проводили, но в основном путем вливания денег: оплачивали дорогие корпоративы, концерты звезд. Сейчас возникла задача достигать этих целей малыми бюджетами и внутренними ресурсами. Но и ценность корпоративного «хэндмейд» гораздо выше».