В российских компаниях зреет конфликт отцов и детей

undefined

По словам 11% россиян, разница в возрасте является одной из причин конфликтов на работе, утверждают специалисты службы исследований компании HeadHunter, опросив с 25 августа по 1 сентября 5842 сотрудников компаний, зарегистрированных на сайте hh.ru.

В чем видит сложности в работе со старшим поколением молодежь? (HeadHunter)

В чем видят сложности представители старшего поколения, работая с молодежью? (HeadHunter)

Судя по ответам респондентов, в коллективах, где средний возраст перевалил за 40, конфликты случаются чаще, чем в молодых, где средний возраст меньше 30 лет.

Чаще всего молодежь возмущают придирки старших коллег в их адрес - об этом заявили 52% респондентов младше 30 лет, 49% раздражает так же несговорчивость и негибкость в принятии решений, 43% - использование "отцами" устаревших методик, а 24% огорчены "неосведомленностью коллег старшего возраста в отношении элементарных вещей". Почти половина (47%) "отцов" недолюбливают "детей" за неопытность, почти треть (31%) - за некомпетентность, столько же - за беспринципность.

В то же время 61% молодых специалистов ценят старшее поколение за солидный опыт, которому можно поучиться, а 40% - за грамотность и компетентность. 26% работников старшего возраста отметили, что им легко работать с молодежью, потому что они креативные и инициативные, а 28% похвалили работоспособность современной молодежи.

89% молодых работников компаний (до 30 лет) отметили, что чувствуют себя вполне комфортно в команде со старшими коллегами (более 40 лет). В то же время 11% признались, что им сложно находить общий язык с сотрудниками старшего возраста. 94% работников старшего и пожилого возраста (более 40 лет) сказали, что в целом им вполне комфортно работать с молодыми коллегами.

"Самое сложное – управлять одновозрастным коллективом и коллективом одного пола", - считает Марк Розин, президент «Экопси консалтинг». По его наблюдениям, в чисто женских коллективах больше склок и интриг, в чисто мужских – гипертрофированного соперничества, молодежные же коллективы часто впадают в детство. Но труднее всего, по мнению Розина, управлять именно сотрудниками в возрасте: среди них больше людей амбициозных, обидчивых, негибких и консервативных, но при этом они действительно обычно имеют большой опыт и более высокую квалификацию. Особенности таких коллективов заключаются в том, что люди в возрасте, как правило, склонны соблюдать иерархию, не умеют, в отличие от молодых коллег, решать возникающие конфликты быстро и с юмором. Старшие, по его мнению, мыслят работу важной частью своей жизни, тогда как молодые относятся к ней «легче» и, как следствие, менее лояльны работодателю.

"Самое лучшее, что можно сделать руководителю, которому достался зрелый коллектив, – разбавить его эффективными молодыми людьми", - советует Розин. На его взгляд, трудно представить ситуацию, в которой по каким-то причинам это сделать нельзя. "Если менеджер вынужден работать с сотрудниками старшего возраста, то он может выбрать и следовать одной из двух стратегий. Первая – учитывать психологические особенности своих подчиненных, акцентироваться на дисциплине, ответственности, правилах. Вторая стратегия - несомненно, более трудная, - самому стать источником изменений, называть друг друга на «ты» и без отчества, пытаться расшевелить сотрудников, убедить их в необходимости развиваться, меняться, быть гибче, терпимее, - советует Розин. - В этом могут помочь как креативные стратегические сессии, так и сильные неформальные отношения между руководителем и сотрудниками".