Как применить творческий подход к кухонной утвари

Близнецы Ричард и Энтони Джозеф похожи как две капли воды. Но в бизнесе проявляют себя по-разному: один – делец, другой – творец. В тандеме они создали одну из самых успешных небольших компаний в Великобритании: Joseph Joseph производит и продает по всему миру оригинальную кухонную утварь, зарабатывая до $35 млн в год

Однажды, когда Ричард и Энтони еще были школьниками, их отец устроил им летнюю стажировку. Ему нужны были рабочие руки на его фабрике стекла в Бирмингеме. Близнецы все каникулы напролет разгребали лопатой осколки стекла в заводском цеху. «Отец разрекламировал нам эту работу как лучшую в мире. Но у нас все руки были в волдырях от физической работы», – вспоминает с улыбкой Ричард.

Тяжелый урок пошел на пользу: 37-летние дизайнеры Джозеф стали успешными предпринимателями и всего за одно десятилетие построили компанию по производству кухонной утвари и посуды с миллионными оборотами. В 2011 г. оборот их бизнеса составил 22,5 млн фунтов стерлингов ($35,07 млн), что значительно превысило показатель 2010 г. (12,5 млн фунтов стерлингов, или $19,4 млн).

С чистой доски

Своим успехом братья Джозеф во многом обязаны такому непритязательному предмету кухонной утвари, как разделочная доска. В 2003 г. отец выделил им разделочные доски из стекла, произведенные на его фабрике. Они стоили 10 000 фунтов стерлингов ($15 568). Братья эти доски продали и использовали полученные средства для открытия собственного дела. Их компания быстро вышла на зарубежные рынки, и бизнес стал стремительно развиваться. В течение последних четырех лет выручка удваивались каждый год.

Их первым продуктом и первой победой была складная разделочная доска Chop2Pot, которая стала на рынке настоящим хитом и прочно утвердилась в списке традиционных рождественских подарков. Это пластиковая доска, которая сгибается по швам с двух сторон и превращается в узкий рожок. Из нее удобно выгружать измельченную пищу в кастрюлю, не просыпав на плиту.

Братья увидели подобную доску в музее современного искусства в Нью-Йорке в первый год после открытия своей компании. «Она была выставлена в витрине как классика дизайна. И простояла впустую много лет», – рассказывает Ричард. Джозефы связались с дизайнером – создателем доски Марком Сандерсом, который теперь регулярно получает плату за использование своего изобретения. Они модернизировали Chop2Pot, выпустив доски более ярких и оригинальных оттенков.

Управление цветом

«Цвет – это наш конек. Но когда мы занимаемся дизайном, мы думаем в первую очередь не о цвете, а о том, как сделать вещь более функциональной», – объясняет Ричард. «Мы продаем много зеленых досок», – замечает Энтони, указывая на надпись Joseph Joseph, выполненную в цвете лайма (желто-зеленый цвет). Тканью такого же цвета обиты кресла в зале заседания совета директоров компании.

Оба брата учились в университете дизайну. Ричард потом получил еще степень магистра в сфере управления проектированием промышленных объектов в Кембридже. Сейчас он управляющий директор компании, а Энтони – директор по дизайну. «Окончив университет, я понял, что заниматься дизайном и бизнесом одновременно намного интереснее, чем просто работать дизайнером, – рассказывает Ричард. – Одно время я работал инженером-проектировщиком в Dyson и не раз видел, как коммерциализируются хорошие проекты. Меня это воодушевляло».

Чтобы все работало

В чем секрет популярности кухонной утвари Joseph Joseph? Дело в том, что братья целенаправленно создают практичные и удобные вещи, которые хорошо воспринимают потребители разных стран. Это, например, доска для резки хлеба, которая легко превращается в хлебницу, экономя тем самым место на кухне. Или кухонный нож-лопатка, который тоже совмещает в себе две функции. «Мы проводим много исследований в разных категориях продуктов и смотрим, из каких вещей можно сделать что-то новое. Потом мы пишем дизайн-бриф (документ, разъясняющий характер проблем, которые дизайнеру предстоит решить в процессе проектирования)», – рассказывает Энтони.

Говоря о ценовой политике компании, он разъясняет: «С точки зрения цены мы ориентируемся на средневысокий сегмент рынка. Главный акцент делаем на функциональность. Ведь практичные вещи больше нужны потребителю. Когда у человека в кармане немного денег, его мало привлекают декоративные идеи».

Самый большой объем продаж бренда приходится на США. Затем идут такие страны, как Великобритания, Япония, Южная Корея и государства Бенилюкса. «Однако мы не хотели выглядеть как обычная британская компания, которая продает за рубежом британские продукты», – замечает Ричард. Он добавляет, что им случайно повезло с первыми зарубежными партнерами. Но теперь они не полагаются на судьбу. «Мы тратим много времени на выбор правильных партнеров. В течение года регулярно посещаем страну, где планируем продавать нашу продукцию, и пытаемся разобраться в местной системе розничной торговли. Ведь можно быстро выйти на рынок и быстро начать продавать. Но в конечном счете это может повредить репутации бренда», – говорит Ричард. Например, недавно с Joseph Joseph связалась крупная американская розничная сеть Target. Однако братья решили, что ассортимент товаров их компании еще слишком мал для поставок в такую большую торговую сеть.

Как известно, империю нельзя построить без дальних путешествий. Но братья никогда не уезжают далеко друг от друга. Они живут на одной и той же улице Уондсворт в южной части Лондона и делят загородный дом на берегу моря. «Успех и стресс идут рука об руку. Но мы подвергали бы себя куда большему стрессу, если бы отдалились друг от друга», – говорит Энтони. «Раньше мы чаще спорили, но теперь у нас есть общая цель и мы знаем, куда мы идем», – добавляет он.