Из GM неожиданно ушел директор по маркетингу

Джоэл Иваник работал в General Motors с 2010 г., и еще две недели назад глава компании Дэн Акерсон был им вполне доволен
Джоэл Иваник/ Jonathan Alcorn/ Bloomberg

Директор по маркетингу General Motors 52-летний Джоэл Иваник неожиданно ушел в отставку. Исполняющим его обязанности стал 49-летний вице-президент по продажам и сервису в США Алан Бейти.

Пресс-секретарь компании Грег Мартин заметил, что Иваник «не соответствовал требованиям, которые компания предъявляет к своим работникам», но отказался от дальнейших комментариев. Источники WSJ утверждают, что Иваник не смог разобраться в финансовых тонкостях контракта по спонсированию европейского футбола. Отказавшись в мае от рекламы во время Суперкубка-2013 (так как рекламные расценки поднялись на 9%), Chevrolet немедленно объявил о пятилетнем контракте с Manchester United. Компания объясняла, что европейским футболом увлекается в разы больше людей, чем американским.

Маркетинговая политика автомобильных гигантов оказывает существенное воздействие на рынок рекламы, отмечает FT. Автопром тратит на маркетинг больше любого другого бизнеса, а GM – третий по величине рекламодатель в США с бюджетом в этой стране $1,78 млрд в 2011 г. (данные Kantar Media).

Но компания существенно сокращает затраты на продвижение своей продукции. В прошлом году рекламный бюджет был урезан на 16% по сравнению с 2010 г., а в этом году GM, собирающаяся потратить на рекламу в мире $4,5 млрд, объявила, что пересматривает маркетинговую стратегию. Цель – за пять лет сэкономить $2 млрд. В мае компания объявила, что отказывается от рекламы на Facebook и, как упоминалось выше, от рекламы на Суперкубке-2013 г.

При Иванике была реорганизована маркетинговая структура GM. Так, $3-миллиардные затраты на покупку рекламы в СМИ стали проводиться через одно агентство, а количество рекламных и креативных агентств, работающих на Chevrolet по всему миру, было сокращено с 70 до одного.

Последняя громкая новость от маркетингового подразделения компании – акция в США, когда всем покупателям Chevrolet 2012 и 2013 модельного года компания дает 60 дней после сделки, чтобы понять, нравится ли им автомобиль. Если машина разочарует, ее можно вернуть за те же деньги без объяснения причин при условии, что она не повреждена и проехала не более 4000 миль. Акция стартует 4 сентября.

Иваник пришел в GM в 2010 г. Компания сманила его всего через полгода после того, как он возглавил маркетинг Nissan в Северной Америке. Еще раньше Иваник занимал аналогичную должность в Hyundai. Он прославился тем, что во время кризиса 2008 г. запустил рекламную акцию – покупатель мог вернуть купленный автомобиль, если терял работу. Это резко повысило популярность Hyundai. Также он убедил южнокорейскую компанию вложить деньги в рекламу своих автомобилей во время громких спортивных соревнований, например, Суперкубка.

Алан Бейти занял пост вице-президента по продажам и сервису в США в мае этого года. До этого он отвечал за продажи и сервис Chevrolet. Бейти – старожил компании, он работает в GM с 1979 г., начинал карьеру инженером в британском подразделении автохолдинга.

Как ни странно, еще две недели назад генеральный директор и председатель совета директоров GM Дэн Акерсон был вполне доволен своим подчиненным. «Залог успеха», «хороший работник», - говорил Акерсон. «Он полон энергии, мощи и напора, производит впечатление тарана, - рассказывал Акерсон. – Правда, он любит все упрощать. Иваник хочет изменить статус кво корпорации и отлично справляется с работой».

GM постепенно сдает позиции на авторынке. На прошлой неделе агентство Киодо сообщило, что Toyota вернула лидерство по продажам машин. В первом полугодии 2012 г. продажи Toyota увеличились на 33,7% до 4,97 млн автомобилей. GM продала на 300 000 машин меньше. Для японской корпорации это рекордный показатель: предыдущий максимум продаж за полгода — 4,81 млн автомобилей — был зафиксирован в 2008 г.

В среду GM должна обнародовать данные по продажам в США за июль. Как ожидают аналитики, опрошенные WSJ, они покажут, что американский гигант продолжает уступать рынок японским конкурентам.