Почему бизнес избегает услуг внешних рекрутеров?

За последние семь лет компания Time Warner наняла на руководящие посты несколько тысяч человек, при этом воспользовалась услугами рекрутинговой фирмы лишь один раз. Почему же медиагигант, ведущий бизнес более чем в 30 странах, предпочитает находить специалистов собственными силами?

Time Warner – одна из многих американских компаний, сокративших затраты на сторонних рекрутеров и создавших собственную команду для подбора руководящих кадров. Опыт этих компаний показывает, что такой подход помогает сократить текучесть и сэкономить время. Считается также, что внутрикорпоративная рекрутинговая служба имеет больше возможностей для подбора специалистов, способных вписаться в корпоративную культуру и имеющих перспективы карьерного роста.

Рекрутеры не признаются

К настоящему времени не менее четверти всех компаний из Fortune500 обзавелись собственным руководителем рекрутинговой службы, тогда как 10 лет назад показатель не превышал 10%. Недавно этот подход взяли на вооружение такие корпорации, как Sears Holdings, Hilton Worldwide и PepsiCo. Как правило, их рекрутинговые команды состоят из бывших сотрудников специализированных фирм по поиску кадров. Эти люди помимо прочего прекрасно освоили работу в социальных сетях вроде LinkedIn.

«По мере распространения практики внутреннего рекрутинга число специализированных служб неизбежно будет сокращаться», – прогнозирует Рик Девайн, глава фирмы Devine Capital Partners, предоставляющей компаниям специалистов по рекрутингу для развития внутрикорпоративных служб на временной основе.

Правда, две крупнейшие публичные компании, специализирующиеся на рекрутинге, заявляют, что пока не видят угроз для своего бизнеса. «То, чем занимаются эти службы, не является заменой наших услуг», – говорит Стивен Бирд, вице-президент Heidrick & Struggles. Во II квартале Heidrick & Struggles зафиксировала снижение доходов на 19%, а ее прибыли оказались ниже прогнозируемых, однако представители компании заявляют, что причиной спада стала общая неблагоприятная экономическая ситуация.

Конкурирующая рекрутинговая компания Korn/Ferry International отмечает некоторое снижение объема доходов, но, по мнению Джозефа Гризедика, заместителя председателя совета директоров, «это не может стать поводом для беспокойства». Прибыли Korn/Ferry в квартале, завершившемся 31 июля, упали по сравнению с прошлогодними на 19%, а доход снизился впервые с 2009 г.

Экономят, как могут

С 2003 г., когда в Time Warner была создана собственная рекрутинговая команда, корпорация, по ее оценкам, сэкономила на рекрутинговых услугах более $100 млн. Команду, насчитывающую 30 человек, возглавляет Мэгги Руби Линч. Практически вся деятельность Time Warner по поиску руководящих кадров во всем мире теперь осуществляется этими людьми, и каждый из них выполняет примерно вдвое больше работы, чем его среднестатистический коллега из специализированной фирмы. «Если обычно рекрутер работает с 6–8 кандидатами, то у нас загрузка составляет 10–15, – говорит Линч. – Поиск кандидата занимает при этом около 100 дней, это касается разных должностей, от вице-президента до финансового директора. При работе со сторонними рекрутерами на то же самое уходит 170 дней». Линч подчеркивает, что ни один из найденных ее командой руководителей не был уволен по причине служебного несоответствия.

У сингапурской компании Flextronics International, контрактного производителя электроники, собственная рекрутинговая команда состоит всего из двух человек при общей численности штата более чем 200000. В прошлом году Flextronics нашла на руководящие посты 28 специалистов в США. Джефф Шивердейкер, отвечающий в компании за подбор кадров, уверяет, что при работе со сторонними рекрутерами это обошлось бы дополнительно в $2,5 млн. Компания Campbell Soup в завершившемся недавно финансовом году потратила на поиск руководящих кадров около $5 млн, используя при этом только собственные силы. Последний раз компания привлекала для поиска кадров в США исключительно сторонних рекрутеров в 2004 г., и тогда соответствующие расходы составляли $8,5 млн. Собственная команда из семи человек с августа 2011-го по август 2012 г. нашла кандидатов на 40 руководящих должностей, сторонние рекрутеры за то же время подыскали для Campbell лишь восемь руководителей.

Энн Мер Гулиан, до недавнего времени работавшая вице-президентом по поиску руководящих кадров в Campbell, подчеркивает, что внутрикорпоративная команда рекрутеров особенно заботится о сохранении хороших отношений с отвергнутыми кандидатами.

Кроме гендиректора

Многие аналитики подтверждают, что кандидаты на руководящие посты, найденные внутрикорпоративными командами, лучше приживаются в компаниях. В 2009 г. корпорация Lockheed Martin провела исследование, показавшее, что по ряду показателей «качества найма» собственные команды имеют существенное преимущество перед сторонними специалистами. Американская Ассоциация консультантов по поиску руководящих кадров приводит данные, показывающие, что хорошо организованная внутрикорпоративная команда может обеспечивать для корпораций порядка 80–90% всей деятельности по найму руководителей. Впрочем, когда речь заходит о поиске кандидатов на пост генерального директора или второго по влиятельности руководителя, компании в большинстве случаев все же прибегают к услугам сторонних рекрутеров: в таких случаях требуется большая конфиденциальность и более широкая сфера поиска. За подбор кандидата на пост генерального директора компании из Fortune500 рекрутинговая фирма получает от $500000 до $1 млн. Часто компании, даже имеющие собственные сильные рекрутинговые команды, пользуются услугами сторонних специалистов и для найма руководителей для «проблемных» подразделений.