Статья опубликована в № 4004 от 29.01.2016 под заголовком: Миллионы на роботах

Бизнес-ангел создал сеть кружков занимательной робототехники

Образовательные услуги для детей могут стать прибыльным бизнесом – если знать, как его тиражировать

Идея создать кружок занимательной робототехники для детей пришла 38-летнему Павлу Баскиру из Москвы, когда он собирал электромеханический конструктор Lego вместе с 10-летним сыном. Баскир как раз продал предыдущий бизнес (софтверную компанию, партнера «1С») в мае 2015 г. и вложил в новый проект 4 млн руб. Деньги пошли на закупку учебного «железа» – электромеханических конструкторов Lego Mindstorm и Lego WeDo, а также на зарплаты 40 преподавателям. Баскир приобрел франшизу у новосибирской компании «Лига роботов», у которой была методика обучения детей основам робототехники, потому что ничего не понимал в преподавании. Первый кружок Баскир открыл в сентябре 2015 г., а к декабрю в городе появились уже 10 кружков «Лиги роботов», где учатся 600 детей. Через месяц откроют еще 20 кружков, число преподавателей вырастет до 200, а учеников – до 4000, планирует Баскир. Ежемесячная выручка составляет 2,5 млн руб., «Лига роботов» уже вышла на операционную безубыточность.

Робототехника становится популярной, говорит Максим Васильев, президент Российской ассоциации образовательной робототехники. Крупнейшими организаторами считаются «Бал роботов» с выручкой в 150 млн руб. в 2015 г. (по данным гендиректора Игоря Никитина), центр технического творчества Polycent с выручкой в 44 млн руб. (на робототехнику приходится 60%). Средняя стоимость занятий – 4000 руб. в месяц.

Моду на занимательную робототехнику создают сами родители, которые часто увлечены не меньше детей, а также государство, говорит Васильев. «В новых образовательных стандартах для начальной и средней школы говорится, что школы должны развивать техническое творчество. В распоряжениях чиновников робототехника упоминается буквально через каждую строчку», – констатирует Васильев.

Чему учат

«На последнем занятии дети создавали спортивного робота», – рассказывает Данила Патрахин, старший преподаватель-методолог «Лиги роботов». Дети должны были сконструировать робота, который пробегал бы через специальный лабиринт быстрее всех. Нужно было просчитать габариты, маневренность, оснастить робота датчиками, потом написать алгоритм в специальной программе EV3, затем записать код в процессор робота и протестировать робота, объясняет он. Собирая робота из готовых блоков, ребенок усваивает основы программирования, механики, математики, а также учится работать в команде. За каждый трехчасовой урок ребенок собирает робота целиком и испытывает его, говорит Баскир.

Мал, но перспективен

Доля технических детских кружков на рынке платных образовательных услуг всего 1%, но она увеличивается, констатирует Васильев. Основам робототехники в Москве учат детей 27 компаний (большинство предлагают множество детских учебных программ инженерного профиля), по данным Елены Мухаметзяновой, основателя проекта Robolab Kids.

В качестве «железа» преподаватели используют готовые наборы конструкторов Lego стоимостью около 30 000 руб. каждый. Кружку нужна также методика преподавания. Баскир купил франшизу за 500 000 руб. у новосибирского партнера и ежемесячно отчисляет ему 12,5% выручки. У компании «Бал роботов» собственная методика, рассказывает Никитин. Ее создавали инженеры, штатные методисты-педагоги и специалист по дизайну. По словам Дмитрия Зубова, сооснователя Polycent, компания взяла за основу стандартную методику Lego и доработала ее.

Пошли по инстанциям

Существенная часть затрат «Лиги роботов» приходится на офис у станции метро «Савеловская», сетует Баскир. Зато предприниматель экономит на классах для занятий. Он сразу решил, что будет договариваться со школами: они оборудованы компьютерами, а по выходным помещения пустуют. Если арендовать каждое помещение, будет тяжело расширяться, поясняет Баскир. Он начал с того, что записался на прием в департамент образования и департамент науки Москвы и попросил о поддержке. Чиновникам проект понравился. В конце августа 2015 г. ему удалось попасть на селекторное совещание директоров московских школ. Баскир рассказал там о мастер-классах «Робомарафон», которые проводила компания, и пригласил все школы их посетить. А летом 2015 г. компания свозила завучей школ в фонд «Сколково» (где у бизнес-ангела Баскира были знакомства) на презентацию проекта. В итоге директора нескольких школ сами предложили «Лиге роботов» сотрудничать, говорит Баскир. Сейчас занятия «Лиги роботов» проходят в шести школах Москвы и в школе Долгопрудного, в двух центрах молодежного инновационного творчества и в библиотеке. Баскир заключил со школами договор о реализации образовательных программ. «Это безденежный договор, мы помогаем с обучением преподавателей, а также передаем купленные нами конструкторы (девять комплектов на школу) в собственность школы через год», – поясняет Баскир.

Робошоу

Остальные организаторы кружков не работают со школами, а находят учеников только с помощью мероприятий. Помещения они обычно арендуют. Компания «Бал роботов», рассказывает Никитин, проводит «Робоелку», выставку «Робостанция» и др., на которых показывает роботов (Kuka, Fanuk, Robobuilder) и предлагает детям поучиться робототехнике. Компания также проводит разовые мастер-классы в школах. Еще у нее есть собственный учебный центр в Москве, в ближайшее время откроется еще один, рассказал Никитин. По его словам, мероприятия «Бала роботов» за два года посетили 500 000 человек.

Мероприятия Polycent в 2015 г. посетили 39 000 человек. Компания проводит регулярные занятия и разовые мастер-классы в собственной студии в помещениях Российского общественно-политического центра, за аренду которых не платит. Кроме того, Polycent устраивает занятия в детских центрах и музеях: Геологическом музее им. Вернадского, «Экспериментаниуме», «Живых системах». По словам Зубова, Polycent предложил музеям проводить тематические кружки по профилю, интересному музею.

Собрать энтузиастов

Существенная трудность – найти квалифицированные педагогические кадры. Учителей-профессионалов, которые преподают робототехнику, мало, говорит Никитин. «Бал роботов» либо нанимает педагогов и обучает их инженерии, либо нанимает инженеров и учит их педагогике. По словам Никитина, лучших преподавателей они отправляют в Корею и Великобританию на стажировку. Всего в робототехнический проект «Бал роботов» вложил $1 млн – на порядок больше, чем Баскир.

Более дешевый способ – нанять студентов-энтузиастов. У «Лиги роботов» есть своя школа подготовки студентов. Практику они проходят на «Робомарафоне» под руководством наставников. Среди сотрудников Polycent много самоучек, которые регулярно обучаются на семинарах, отмечает Зубов. Впрочем, компании стараются не держать в штате много преподавателей. «Наш бизнес сезонный. Мы платим, исходя из отработанных часов», – говорит Баскир.

Больше кружков

Кружков сейчас много, но эффективную бизнес-модель с франшизой и бесплатным присутствием в школах удалось построить лишь «Лиге роботов», говорит Владислав Халамов, директор учебно-методического центра Российской ассоциации образовательной робототехники из Челябинска. По его словам, конкуренция между операторами усилится и выиграют те компании, которые сумеют интегрироваться в систему дополнительного школьного образования. Баскир как раз рассчитывает на это. Московские чиновники планируют включить в систему образования, в которой сейчас участвуют только государственные детские центры, центры коммерческие. Вскоре на портале госуслуг Москвы появится кнопка записи в платные кружки, говорит Баскир. «У нас подушное финансирование допобразования на каждого ребенка. Родители смогут получать специальные ваучеры, которые будут отдавать в понравившееся учебное заведение. Государственное или частное – будут решать они. Мы будем одними из первых, кто появится на портале госуслуг. Это поможет нам вырасти», – надеется Баскир. Сейчас Баскир договаривается с компаниями, чтобы проводить занятия в пустующих офисах, посещать кружок смогут дети сотрудников. В 2017 г. Баскир рассчитывает получить выручку в 350 млн руб., что в 12 раз больше, нежели сейчас.