Статья опубликована в № 4112 от 08.07.2016 под заголовком: Конкурент Uber завоевывает Азию

Конкурент Uber завоевывает Юго-Восточную Азию

Сингапурский стартап успел охватить вдвое больше городов, чем Uber, и выигрывает борьбу за пассажиров

Uber Technologies давно ведет жестокую схватку с локальными конкурентами на рынках Китая и Индии, а теперь рискует уступить местному новичку еще в одном ключевом регионе Азии.

Сингапурский стартап GrabTaxi Holdings уже работает в 30 городах шести стран Юго-Восточной Азии – это в 2 раза больше числа городов региона, где присутствует Uber, – и, по данным аналитической компании App Annie, обходит Uber по числу пользователей своего мобильного приложения в этом регионе.

Сингапурская компания GrabTaxi существует с 2012 г. и предлагает услуги, ориентированные на специфику местного рынка: пользователи Grab могут вызвать мототакси, очень популярное в запруженных автомобилями азиатских городах, заказать доставку мелких грузов и оплатить услуги наличными. Кроме того, компания запустила пилотный проект совместного пользования автомобилем (carpooling) для жителей Малайзии, ежедневно совершающих поездки в Сингапур и обратно.

За четыре года работы штат сотрудников GrabTaxi увеличился до 1600 человек. Во время последнего раунда привлечения инвестиций в прошлом году компанию оценили в $1,6 млрд. Uber, самый дорогой стартап в мире, оцениваемый почти в $68 млрд, привлекла $14 млрд финансирования и располагает солидными средствами для ведения глобальных и локальных войн с конкурентами.

На стороне Grab тоже выступает ряд солидных инвесторов. Кроме американских хедж-фондов Coatue Management и Tiger Global Management компания получила финансирование от Didi Chuxing Technology – крупнейшего конкурента Uber в Китае. Помимо этого Grab присоединилась к глобальному альянсу конкурентов Uber, в который входят также китайская Didi, индийская Ola и американский стартап Lyft. Пользователи приложений этих компаний, находясь в других странах, могут вызвать такси, используя сервисы партнеров по альянсу.

Сооснователь и гендиректор компании 34-летний уроженец Малайзии Энтони Тан придумал Grab вместе с однокурсником во время учебы в бизнес-школе Гарварда. Он говорит, что представляет себе свой проект как обширную интернет-платформу, которая может, используя данные о местоположении, предлагать не только услуги перевозки, но и, например, цифровые платежи.

Миллиарды на такси

$2,5 млрд соcтавил рынок услуг такси в Юго-Восточной Азии в 2015 г., по данным исследования, проведенного Google совместно с сингапурской государственной инвесткомпанией Temasek Holdings. К 2025 г. рынок может вырасти более чем в 5 раз до $13,1 млрд. Население Юго-Восточной Азии составляет 600 млн человек

«Мы думаем не только о перевозках», – объясняет Тан во время интервью, которое дает в скромном помещении в одном из деловых центров. Сюда приходят водители такси, чтобы подписать контракт с Grab. Компания отложила почти две трети из полученных от инвесторов $700 млн и, по словам Тана, в настоящий момент не нуждается в дополнительном финансировании. Проект приносит прибыль в некоторых городах присутствия, но Тан отказывается делать прогнозы, когда прибыльной станет компания в целом.

В регионе, где лишь немногие жители имеют кредитные карты, а у значительной части населения нет даже банковского счета, Grab предложила и клиентам, и водителям возможность расчета наличными. Недавно компания запустила услугу заказа мототакси в таких городах, как Хошимин и Джакарта, – это позволяет клиентам быстрее преодолевать дорожные заторы. С недавних пор примеру конкурента последовала и Uber.

Кроме того, Grab предлагает услугу доставки мелких грузов. Она ориентирована на местные стартапы в сфере интернет-торговли, часто испытывающие трудности с доставкой товара покупателю в местности, где мало дорог и нет традиционных адресов. Сервис доставки грузов есть и у Uber, но он работает только в пределах США.

В Индонезии Grab участвовала в работе над картами, добавив на них ранее никак не обозначенные «точки интереса» – места посадок и высадок пассажиров, например варунги – придорожные киоски, где люди часто собираются, чтобы купить что-то или пообщаться.

Со своей стороны Uber недавно запустила в Сингапуре сервис доставки еды UberEats, а на прошлой неделе там стал доступен и карпулинг UberPool, ранее работавший только в Джакарте и Маниле. Uber располагает средствами, чтобы нанимать лучших инженеров и использовать самые передовые технологии, говорят аналитики.

В Юго-Восточной Азии обе компании сталкиваются с одной и той же технической проблемой: множество жителей региона до сих пор не имеют доступа к интернету, следовательно, не могут использовать приложения. Ни Grab, ни Uber не раскрывают число своих пользователей. Но, по данным App Annie, в I квартале Grab обошла Uber по числу скачиваний своего приложения во всех регионах присутствия сингапурского стартапа: в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Сингапуре, Таиланде и во Вьетнаме. По оценкам App Annie, Grab опережает Uber во многих странах Юго-Восточной Азии и по числу активных пользователей приложения, использующих смартфоны на платформе Android.

Uber трудно приспособиться к специфическим особенностям азиатского рынка, считает консультант Bain & Company Флориан Хопп. Grab лучше понимает потребности местных жителей, указывает эксперт, приводя в качестве примера услугу совместного пользования автомобилем для тех, кто ежедневно ездит из Малайзии в Сингапур и обратно. Это преимущество, которым Grab и пользуется, заключает он.

Перевела Надежда Беличенко

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать