Статья опубликована в № 4112 от 08.07.2016 под заголовком: В малом бизнесе нашлась норма прибыли

Инвестиционная привлекательность столичного малого бизнеса упала

Но есть несколько ниш, где малый бизнес процветает
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Исследователи консалтинговой компании «2Б диалог» проанализировали доходность 1892 малых и средних предприятий из Москвы и Санкт-Петербурга. Были выбраны компании из сферы торговли и услуг с выручкой от 500 000 до 1,5 млрд руб. в год, которые не владеют недвижимостью и арендуют помещения. «2Б диалог» использовал четыре показателя: соотношение стоимости компании и выручки (EV/S, чем ниже коэффициент, тем меньше инвестор платит за каждый рубль выручки), стоимости и чистой прибыли (P/E, характеризует срок окупаемости инвестиций), рентабельность продаж (ROS) и соотношение общей себестоимости и выручки (C/S). В целом по базе респондентов показатели II квартала 2016 г. оказались лучше, чем в 2015 г., но ухудшились по сравнению с I кварталом 2016 г. По словам гендиректора «2Б диалога» Бориса Богоутдинова, на доходность малого российского бизнеса негативно повлияло несколько факторов, в том числе резкое снижение покупательной способности населения (90% малого бизнеса работают в сфере торговли и услуг) и нововведения государства, такие как закон о государственной кадастровой оценке, увеличивающий налогооблагаемую базу.

Снижают издержки

Во II квартале 2016 г. московский малый и средний бизнес продолжал снижать издержки. Показатель C/S по сравнению с I кварталом 2016 г. сильнее всего снизился у предприятий легкой промышленности (с 0,87 до 0,69), торговли (с 0,62 до 0,47), отрасли досуга и развлечений (с 0,49 до 0,42). Доля затрат в выручке выросла в IT, сервисном обслуживании и образовании, а также в техобслуживании транспорта.

Например, по данным «2Б диалога», во II квартале 2016 г. снизилась инвестиционная привлекательность автосервисов в Москве (EV/S в I квартале составило 1,1 против 5,4 во II квартале) и автомоек (0,4 против 3,4). «Сокращение доходности произошло из-за перехода населения на дешевые аналоги автозапчастей и обслуживание в гаражных мастерских, где цены на 40–50% меньше», – говорит Богоутдинов.

Зато выросла инвестиционная привлекательность туристических компаний (EV/S в I квартале – 1,1, а во II квартале – 0,8) и предприятий оптовой и розничной торговли. По мнению Богоутдинова, туристический малый бизнес стал более привлекателен для инвесторов благодаря активному развитию туризма внутри страны, сокращению доходов населения и запрету на полеты в страны с относительно невысокой стоимостью отдыха (Турция и Египет). В продуктовой рознице рост инвестиционной привлекательности компаний связан с переориентацией граждан на товары первой необходимости. В исследовании отмечены виды малого бизнеса со стабильно высокой прибыльностью, например салоны красоты в Москве: рентабельность продаж – 28%, средний срок окупаемости – 1,5 года и стоматологические клиники в Москве – 29%, 1,3 года.

По словам Ольги Ситник, совладелицы туристической компании Explossia (организует поездки по России для иностранцев), в этом году туристов больше, чем в 2015 г., компания нашла новых партнеров среди туроператоров и надеется на рост выручки и прибыли.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more