Менеджмент
Бесплатный
Мария Подцероб
Статья опубликована в № 4112 от 08.07.2016 под заголовком: В малом бизнесе нашлась норма прибыли

Инвестиционная привлекательность столичного малого бизнеса упала

Но есть несколько ниш, где малый бизнес процветает

Исследователи консалтинговой компании «2Б диалог» проанализировали доходность 1892 малых и средних предприятий из Москвы и Санкт-Петербурга. Были выбраны компании из сферы торговли и услуг с выручкой от 500 000 до 1,5 млрд руб. в год, которые не владеют недвижимостью и арендуют помещения. «2Б диалог» использовал четыре показателя: соотношение стоимости компании и выручки (EV/S, чем ниже коэффициент, тем меньше инвестор платит за каждый рубль выручки), стоимости и чистой прибыли (P/E, характеризует срок окупаемости инвестиций), рентабельность продаж (ROS) и соотношение общей себестоимости и выручки (C/S). В целом по базе респондентов показатели II квартала 2016 г. оказались лучше, чем в 2015 г., но ухудшились по сравнению с I кварталом 2016 г. По словам гендиректора «2Б диалога» Бориса Богоутдинова, на доходность малого российского бизнеса негативно повлияло несколько факторов, в том числе резкое снижение покупательной способности населения (90% малого бизнеса работают в сфере торговли и услуг) и нововведения государства, такие как закон о государственной кадастровой оценке, увеличивающий налогооблагаемую базу.

Снижают издержки

Во II квартале 2016 г. московский малый и средний бизнес продолжал снижать издержки. Показатель C/S по сравнению с I кварталом 2016 г. сильнее всего снизился у предприятий легкой промышленности (с 0,87 до 0,69), торговли (с 0,62 до 0,47), отрасли досуга и развлечений (с 0,49 до 0,42). Доля затрат в выручке выросла в IT, сервисном обслуживании и образовании, а также в техобслуживании транспорта.

Например, по данным «2Б диалога», во II квартале 2016 г. снизилась инвестиционная привлекательность автосервисов в Москве (EV/S в I квартале составило 1,1 против 5,4 во II квартале) и автомоек (0,4 против 3,4). «Сокращение доходности произошло из-за перехода населения на дешевые аналоги автозапчастей и обслуживание в гаражных мастерских, где цены на 40–50% меньше», – говорит Богоутдинов.

Зато выросла инвестиционная привлекательность туристических компаний (EV/S в I квартале – 1,1, а во II квартале – 0,8) и предприятий оптовой и розничной торговли. По мнению Богоутдинова, туристический малый бизнес стал более привлекателен для инвесторов благодаря активному развитию туризма внутри страны, сокращению доходов населения и запрету на полеты в страны с относительно невысокой стоимостью отдыха (Турция и Египет). В продуктовой рознице рост инвестиционной привлекательности компаний связан с переориентацией граждан на товары первой необходимости. В исследовании отмечены виды малого бизнеса со стабильно высокой прибыльностью, например салоны красоты в Москве: рентабельность продаж – 28%, средний срок окупаемости – 1,5 года и стоматологические клиники в Москве – 29%, 1,3 года.

По словам Ольги Ситник, совладелицы туристической компании Explossia (организует поездки по России для иностранцев), в этом году туристов больше, чем в 2015 г., компания нашла новых партнеров среди туроператоров и надеется на рост выручки и прибыли.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать