Как студенту решить кейс и получить работу

Похожая на Uber платформа объединит работодателей, вузы и студентов России
Варвара Гранкова

Российские работодатели предложат студентам решать прикладные задачи на онлайновой платформе, похожей на Uber. Выгоды студентов и компаний очевидны, с вузами сложнее.

В прошлом году Виталий Сканцев, проректор по научной работе Брянского государственного технического университета (БГТУ), объездил 30 предприятий региона, предлагая им создать в вузе учебные группы под свои нужды – при финансовом участии этих предприятий. По его словам, лишь треть предприятий выразили готовность создать в вузе целевые группы, 50% обещали подумать, а 20% отказались платить – мол, вуз должен сам учить студентов за государственный счет. На вопрос, какие компетенции надо развивать в студентах, чтобы они могли попасть на стажировку и работу на предприятие, большинство работодателей Брянской области не смогли дать ясного ответа, говорит Сканцев.

По мнению проректора РАНХиГС Сергея Мясоедова, 80% российских вузов готовят теоретиков, система высшего образования в России все больше теряет связь с реальной экономикой. 30% выпускников вузов не могут найти работу, еще столько же работают не по специальности, говорит Алексей Парамонов, заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров Российского университета дружбы народов (РУДН).

АНО «Россия – страна возможностей» и Общероссийский народный фронт (ОНФ) в сентябре введут в эксплуатацию онлайн-платформу «Профстажировки 2.0», рассказывает Илья Семин, руководитель проекта. Это маркетплейс, на котором работодатели будут размещать реальные задачи. Примеры кейсов – создание технологии, способствующей развитию персонализированной медицины, «разработка методики статистического приемочного контроля в литейном производстве» или анализ возможностей создания индустриального парка в регионе. Студенты – авторы лучших решений получат приглашение на стажировку. Вузы же будут засчитывать студентам выполненные проекты как курсовые и дипломные работы, рассказывает Семин. Достигнуты договоренности примерно со 100 работодателями из крупного и среднего бизнеса, в том числе с «Аэрофлотом» и Biocad, говорит он.

Ненужный стажер

«Профстажировки 2.0» – обновленная версия предыдущей системы, агрегатора стажировок с сайтов поиска работы. С середины 2017 г. на площадке было опубликовано несколько тысяч объявлений о стажировках от 600 работодателей, в основном из малого и среднего бизнеса, ее посещали несколько тысяч студентов в месяц, рассказывает Семин.

Где учиться



1108 образовательных организаций насчитывалось в России в конце 2018 г. с учетом филиалов. 627 вузов было аккредитовано в России на конец 2018 г., по данным Рособрнадзора

Но при устройстве студентов происходил, по выражению Семина, сбой в системе социальных лифтов. В январе 2019 г. ОНФ опросил 2058 студентов из 77 российских регионов. Выяснилось, что 56,8% респондентов хотели бы во время зимней практики получить реальный опыт работы непосредственно по специальности, однако четверть студентов (26,1%) проходят зимнюю практику, которая не связана с их специальностью и темами студенческих работ. Стало ясно, что темы студенческих работ должны быть связаны с реальными экономическими задачами предприятий и дать такую тему студенту может только само предприятие, а не научный руководитель в вузе, считает Семин.

Вузы имеют свои претензии к работодателям. Парамонов говорит, что студентам поручают во время практики хозяйственные дела, разборку архива, курьерскую работу, но по специальности работать не дают.

Конвейер кейсов

Многие работодатели давно практикуют кейс-чемпионаты для студентов. «Сибур» регулярно проводит хакатоны для студентов естественно-научных, химических, физико-математических, IT-специальностей и дает задания по разработке мобильных приложений и построению модели для предиктивного анализа качества продукции, рассказывает Ольга Улесова, директор по управлению талантами компании. А X5 Retail Group использует бизнес-игры, включающие решение реальных кейсов, при отборе студентов на стажировку StartX5, говорит директор по персоналу и организационному развитию X5 Retail Group Татьяна Краснопёрова. Как сообщила Краснопёрова, X5 Retail Group давно сотрудничает с вузовскими лабораториями (лучшие студенты получают возможность создать пилотный проект), поэтому относится к платформе положительно: та обеспечит дополнительный приток перспективных идей пилотных проектов для сети.

Улесова ответила, что «Сибур» изучает функциональность платформы, решение пока не принято.

Александра Глазкова, вице-президент по управлению персоналом биотехнологической компании Biocad, надеется, что размещение кейсов Biocad на онлайновой платформе позволит привлечь студенческую аудиторию со всей страны. По ее словам, 40% вакансий, открытых компанией в 2019 г., годятся для студентов и выпускников. Сейчас Biocad берет на стажировку учащихся МФТИ и Пущинского государственного естественно-научного института, а с региональными вузами не сотрудничает. На «Профстажировках 2.0» Biocad разместит управленческие и производственные кейсы, например по разработке софта для синхронизации оборудования разных производителей. Компания также выложит материалы, необходимые для решения задач. Глазкова надеется, что каждый кейс привлечет внимание 20–30 студентов со всей страны.

По словам Дениса Карасева, директора по развитию персонала «Аэрофлота», компания собирается выложить на платформу управленческие и клиентские кейсы, например способы улучшения сервиса на борту. Студентов могут брать на стажировку в подразделения технического обслуживания, закупок, маркетинга, продаж, развития продукта и др.

У «Россетей» 135 вузов-партнеров, рассказал представитель компании. По его словам, «Россети» готовы участвовать в «Профстажировках 2.0», решение задач, актуальных для компании, станет дополнительным каналом выявления талантливых и мотивированных студентов.

Стоит ли хлопотать

Анализом кейсов, решенных студентами на платформе, будут заниматься выделенные люди в службе персонала, говорит Карасев. Они возьмут на заметку студента, предложившего нестандартное, интересное решение, подкрепленное цифрами, поясняет он.

Организаторам нужно проработать критерии публикации кейсов, чтобы отсеивать слабые и специализированные (которые способны решить только эксперты), а также продумать критерии оценки идей, считает Татьяна Золотарева, директор по организационному развитию и управлению персоналом компании «Техносерв». «Техносерв» сейчас рассматривает возможность участия в проекте.

Алексей Зверев, эксперт по образовательным проектам софтверной компании «СКБ-контур», убежден, что работодатели приложат много усилий, а в итоге наймут на работу несколько человек. По его мнению, вкладывать силы в подобные проекты стоит, если те позволяют дотянуться до действительно сильных и перспективных студентов. Студентам IT-специальностей, говорит он, не слишком интересно участвовать в проектах, где главный приз – рабочее место. Уже с третьего курса хороший студент знает несколько компаний, которые будут рады его нанять.

За пределы региона

Но нужна ли платформа вузам? Крупнейшие столичные вузы решают задачу подготовки востребованных выпускников сами. Например, в РУДН есть профильные кафедры «Ростеха» и «Роскосмоса», множество студентов проходят целевое обучение. Но платформа с практическими задачами от работодателей, по словам Парамонова, позволит лучше адаптировать учебные программы под требования нанимателей.

Для крупных региональных вузов платформа может стать дополнительным инструментом трудоустройства выпускников. Эдуард Галажанский, ректор Томского государственного университета, рассказывает, что 80% студентов – иногородние. Рабочих мест на всех в Томске не хватает, а платформа поможет найти работу в других регионах. Кроме того, вуз сотрудничает с крупными работодателями, а молодежь стремится попасть на работу в высокотехнологичные стартапы. Выйти на них студент сможет через платформу, считает Галажанский.

Еще меньше собственных возможностей трудоустроить выпускников по специальности у небольших региональных вузов, считает Мясоедов. По его мнению, «Профстажировки 2.0» могут стать одним из основных каналов сотрудничества с работодателями. Сканцев из БГТУ рассказывает, что у него нет контактов с работодателями за пределами области. А через платформу, как он надеется, студенты смогут выходить в другие регионы. Сотрудничество с нанимателями позволит открыть совместные лаборатории, инжиниринговые и учебные центры, объясняет Сканцев.

Руководители РАНХиГС, РУДН и БГТУ подтвердили, что готовы засчитывать студентам решенные кейсы как курсовые работы. Парамонов из РУДН говорит, что если работодатель посчитал решение студента удачным, то университет даже готов зачесть эту работу за дипломную.