Зарплаты product-специалистов выросли на 35% в 2022 году

Меньше всего платят в небольших компаниях
Freepik

Зарплатная вилка product-специалистов в 2022 г. выросла до 180 000–220 000 руб., годом ранее она составляла 110 000–150 000 руб., говорится в совместном исследовании сервиса «Яндекс Практикум» и команды Product Sense. В опросе приняли участие 712 респондентов, которые отвечают за управление продуктами и проектами. Профессия product-менеджера стоит на стыке бизнес-процессов создания продукта и его маркетинга, пояснила заместитель директора Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Николаева. Управление продуктом предполагает приобретение компетенций в маркетинге продукта, разработке продукта, управлении командой, управлении проектами, поясняет она.

В исследовании говорится, что самая популярная зарплатная вилка в 2022 г. – это 180 000–220 000 руб., на втором месте интервал 300 000–370 000 руб. Как отмечают аналитики, еще в 2021 г. пиковые значения по зарплате не доходили до 300 000 руб. Ее уровень напрямую зависит от специальности: так, product-менеджеры получают больше аналитиков и project-менеджеров. Высокий уровень зарплат также наблюдается у руководителей в этой области. Аналитики отмечают, что у крупного бизнеса со штатом от 1000 человек наблюдается равномерное распределение зарплат. Средние же компании чаще предлагают зарплату в 180 000–220 000 руб., а работодатели со штатом до 200 человек в целом платят меньше.

Самым востребованным навыком 2022 г. для всех специалистов сегмента стал навык управления ростом продукта, на втором месте – аналитика, замыкает тройку бизнес-коммуникация. Представитель «Яндекс Практикума» пояснил «Ведомостям», что происходит закономерный рост рынка цифрового продукта, который наблюдается с 2020 г. Это ведет к тому, что компании масштабируются, растет спрос на квалифицированных специалистов, и за качественный набор умений работодатели готовы платить. «Однако вместе со спросом на product-специалистов растет и количество требований к ним. Добавляются новые навыки, которые работодатели ждут от соискателей», – отметили представители сервиса, добавив, что рост зарплат является закономерным и соизмеримым с ростом цифрового рынка.

«О востребованности специалистов в области product-менеджмента можно судить по уровню зарплат на начальных позициях. По данным рекрутинговых агентств, product-менеджмент во всем мире является высокооплачиваемой профессией и по зарплатному уровню «продакты» обходят даже менеджеров проектов», – отметила Елена Николаева из РЭУ им. Г. В. Плеханова. По ее словам, в вузе представлены программы «менеджмент», «торговое дело», «дизайн», «реклама», готовящие product-менеджеров в востребованных направлениях. Главным условием успешной карьеры в области product-менеджмента является наличие коммуникационных навыков и склонность к систематизации знаний и данных, заключила Николаева.

Руководитель центра дополнительного профессионального образования ФПМИ МФТИ Анастасия Иванова добавила, что из-за ухода иностранных компаний из России увеличился запрос на разработку IT-продуктов, а компании начали увеличивать количество вакансий. В отраслях, где внедряется продуктовый подход, нужны люди, способные руководить запуском новых решений. К таким отраслям относятся IT и telecom, e-commerce и ритейл, банки, финансы и EdTech, сфера обслуживания и правительственные организации. «В рамках дополнительного профессионального образования ФПМИ МФТИ предлагается несколько программ, относящихся к профилю подготовки product-специалистов», – заключила эксперт.

В прошлом году многие продуктовые IT-компании столкнулись с ситуацией, когда нагрузка на product-менеджеров кратно возросла и задачи усложнились, пояснила «Ведомостям» директор по персоналу компании «Киберпротект» Елена Калацей. По ее словам, это ответ на требования рынка, а также уход западных вендоров, когда массу продуктов надо перерабатывать и дорабатывать под существующую реальность и запросы заказчиков, переверстывать дорожные карты, настраивать новые эффективные связи между коммерческим блоком и блоком разработки. «Например, у нас команда продакт-менеджеров за один только год выросла в два раза. Появилась потребность именно в высококлассных продактах, которые могут работать в экстремальных условиях, – это редкие и ценные специалисты, а зарплата, как и всегда, зависит от квалификации», – добавила Калацей.

В среднем по рынку за последний год наблюдался 1,5–2-кратный рост зарплат product-менеджеров, наиболее ярко это выражено в сфере управления цифровым продуктом, особенно в сегментах e-com и e-grocery, рассказал «Ведомостям» эксперт по запуску и развитию цифровых продуктов, спикер курса «Product-менеджер» в Skillbox Михаил Войтко. Повышение зарплат менеджеров цифровых продуктов, по его словам, объясняется эффектом постпандемии и бумом пятерки ключевых маркетплейсов: Ozon, Wildberries, «Сбермегамаркета», «Яндекс.Маркета», Lamoda. Сегодня middle-продакт цифрового продукта зарабатывает порядка 150 000–200 000 руб. в месяц. 

 «Сегмент управления цифровыми продуктами активно развивается в России последние пять лет. За эти годы успели сформироваться несколько групп продактов, а также специализации – аналитическая, техническая, маркетинговая. Тренд на импортозамещение подтолкнет развивающийся рынок продакт-менеджмента к выработке самостоятельного маршрута, который позволит лучше учитывать региональную специфику и не находиться под влиянием зарубежных игроков», – заключил Войтко.

Рост зарплат product-менеджеров связан с тем, что сегодня компании в полной мере начинают осознавать свою потребность в этих специалистах – главным образом, потому что необходимо оптимизировать бюджет компании, отметил  руководитель направления «Управление» Skillbox Кирилл Прудников. У product-менеджера сегодня фокус на определение правильной цели запуска продукта, исходя из понимания рынка, предметной области и конечных пользователей, что с учетом скорости изменений, это особенно важно. 

«Зарплатные ожидания работников повысились в целом и, если еще в прошлом году удовлетворительной, например, для Москвы респонденты считали зарплату 150 000 – 170 000 руб., то сейчас эта цифра достигает 200 000 руб.», – указывает эксперт. Специалисты в Skillbox сегодня отмечают позитивную динамику на направлении «Управление», в частности интерес к профессии «Product-менеджера» – в феврале 2023 г. прирост спроса к октябрю 2022 г. составил 26% в сегменте джуниор-специалистов, заключил Прудников.